Тосол опасный груз или нет

ГОСТ 28084-89

Описание

Моноэтиленгликоль – это двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197°С, плотностью при 20°С = 1,112-1,113 г/см3, температурой начала замерзания минус 12-13°С. Этиленгликоль – основа ТОСОЛа – обладает уникальной возможностью не замерзать при пониженных температурах.

Упаковка

Охлаждающие жидкости упаковывают в сухие стальные герметично закрывающиеся бочки типов I или II вместимостью 100, 200 и 275 дм3 по ГОСТ 6247, типа I и II вместимостью 100 и 200 дм3 по ГОСТ 13950 и типа I вместимостью 100 и 275 дм3 Температура заливаемой в бочки охлаждающей жидкости ОЖ-К должна быть от минус 10 до плюс 50 °С, ОЖ-65 – от минус 50 до плюс 50 °С и ОЖ-40 – от минус 40 до плюс 50°С.

В качестве потребительской тары для охлаждающих жидкостей используют полимерную тару по НТД на конкретный вид охлаждающей жидкости. Отклонение массы (нетто) охлаждающей жидкости, расфасованной в потребительскую тару, должно быть ±2 % номинальной массы, указанной на первичной таре.

Охлаждающие жидкости, расфасованные в потребительскую тару, при транспортировании упаковывают в деревянные ящики по ГОСТ 18573. В каждый ящик упаковывают охлаждающие жидкости одного вида и в одинаковой потребительской упаковке.

Номера и типы ящиков выбирают в зависимости от размеров, массы и количества единиц потребительской тары, размещаемых в каждом ящике, и указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.

По согласованию с потребителем охлаждающие жидкости могут быть упакованы в другие виды тары, которые указывают в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида.

Степень (уровень) заполнения тары и цистерн рассчитывают с учетом их вместимости, грузоподъемности и объемного расширения охлаждающей жидкости при возможном перепаде температур в пути следования и во время хранения.

Транспортировка

Охлаждающие жидкости перевозят всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

Для транспортирования охлаждающих жидкостей используют специализированные железнодорожные цистерны с верхним сливом, автоцистерны и указанные в п. 2.4.1 металлические бочки.

Наливные люки цистерн и горловины бочек должны быть герметично закрыты.

Подготовка и наполнение специально выделенных цистерн проводятся грузоотправителем в соответствии с правилами перевозки грузов.

Для транспортирования охлаждающих жидкостей, упакованных в потребительскую тару, используют деревянные ящики по ГОСТ 18573 в соответствии с п. 2.4.2 настоящего стандарта.

Охлаждающие жидкости, упакованные в бочки и потребительскую тару в ящиках, транспортируют в крытых железнодорожных вагонах повагонными отправками, а также в крытых автотранспортных средствах и водным транспортом – в трюмах.

Транспортирование охлаждающих жидкостей, упакованных в бочки и потребительскую тару в ящиках, осуществляют транспортными пакетами в соответствии с требованиями ГОСТ 26663.

Масса пакета должна быть не более 1 т.

Формирование пакетов тарно-штучных грузов – по ГОСТ 24597. Для транспортирования пакетов применяют поддоны по ГОСТ 9557, ГОСТ 9078, ГОСТ 9570.

Размещение бочек и ящиков в пакетах и использование средств скрепления грузов осуществляют по ГОСТ 21140, ГОСТ 21650.

В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности поставляют только охлаждающие жидкости вида ОЖ-65, упакованные в стальные бочки (см. п. 2.4.1).

Охлаждающие жидкости хранят в герметично закрытых бочках и других емкостях из коррозионно-стойких сталей в неотапливаемых складских помещениях, обеспечивающих защиту от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

Хранение

Гарантийный срок хранения, установленный с момента изготовления в НТД на охлаждающую жидкость конкретного вида, должен быть: до 1992 г. – не менее трех лет, а с 1992 г. – не менее пяти лет.

Технические характеристики

Исключительно важным свойством этиленгликоля является его способность понижать температуру замерзания водных растворов. При определенном соотношении системы вода – этиленгликоль можно получить жидкость с необходимой температурой замерзания от минус 1 до минус 70°С.

Физико-химические показатели

Кроме общих требований на охлаждающие низкозамерзающие жидкости существует ГОСТ 28084-89, где представлены технические требования на различные виды охлаждающих жидкостей, которые, для наиболее популярной в средней полосе России жидкости с температурой замерзания минус 40°С, выглядят так:

Наименование показателя Норма по ГОСТ 28084-89
Внешний вид Прозрачная однородная окрашенная жидкость без механических примесей
Плотность, г/см3, при 20°С, в пределах 1,065-1,085
Температура начала кристаллизации, °С, не выше минус 40
Фракционные данные: — температура начала перегонки, °С, не ниже- массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150°С, %, не более 100
50
Коррозионное воздействие на металлы, г/м2 сутки, не более: — медь, латунь, сталь, чугун, алюминий- припой 0,1
0,2
Вспениваемость: — объем пены, см3, не более- устойчивость пены, с, не более 30
3
Набухание резин, %, не более 5
Водородный показатель (рН), в пределах 7,5-11,0
Щелочность, см3, не менее 10

Безопасность

1. Требования безопасности перед началом работы.

Перед началом работы с антифризом «Тосол-АМ», с охлаждающими автожидкостями Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М» и др. должны убедиться в исправности спецодежды, она не должна иметь дефектов, быть аккуратно застегнута и соответствовать размеру.

Проверить состояние оборудования путем личного осмотра.

Проверить наличие средств пожаротушения.

Для тушения загоревшихся указанных автожидкостей разрешается применять воду песок, кошму, порошковые огнетушители, раствор пенообразователя.

Антифриз «Тосол-АМ» и автожидкости охлаждающие «Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М», как и этиленгликоль, обладают ядовитыми свойствами. По степени воздействия на человека относятся к третьему классу опасности, т.е. к веществам умеренно опасным. Предельно допустимая концентрация антифриза «Тосол-АМ» и автожидкостей охлаждающих «Тосол-А-40М», «Тосол-А-65М» в воздухе рабочей зоны 5 мг/м3 по этиленгликолю.

Антифриз и охлаждающие автожидкости следует хранить и перевозить в исправных металлических закрывающихся бидонах и бочках с завинчивающимися пробками. Крышки и пробки должны быть опломбированы.

Порожняя тара из-под антифриза также должна быть опломбирована. Перед тем, как налить антифриз и охлаждающие автожидкости, необходимо тщательно очистить тару от вредных осадков, налетов и ржавчины, промыть щелочным раствором и пропарить. В таре не должно быть остатков нефтепродуктов.

2. Требования безопасности при выполнении работы.

Антифриз, охлаждающие автожидкости и др. наливают в тару не более, чем на 90% их емкости, чтобы исключить их вытекание от температурного расширения.

На таре, в которой перевозят (хранят) охлаждающие автожидкости, антифриз и др. должна быть несмываемая надпись «ЯД» и «ОСТОРОЖНО! ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА».

Запрещается:

— наливать антифриз, охлаждающие автожидкости и др. в тару, не соответствующую указанным выше требованиям

— переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом

— применять тару из-под антифриза, охлаждающих автожидкостей и др. для перевозки и хранения пищевых продуктов

— перевозить антифриз, охлаждающие автожидкости и др. вместе с людьми, животными, пищевыми продуктами

Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом, необходимо:

— проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т.д.) течи, и при наличии устранить ее

— промыть систему охлаждения чистой горячей водой

Читайте также  Штраф за негабаритный груз по длине

Заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачка, воронки). При заправке антифризом необходимо принять меры, исключающие попадание в него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), т.к. они во время работы приводят к вспениванию антифриза.

Заливать антифриз в систему охлаждения без расширительного бачка следует не до горловины радиатора, а на 10% ниже линии объема системы охлаждения, потому что во время работы двигателя (при нагревании) антифриз расширяется больше воды, что может привести к его вытеканию.

Во время работы с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. не курить и не принимать пищу.

В тех случаях, когда при работе возможно разбрызгивание антифриза, охлаждающих автожидкостей и др., необходимо пользоваться противогазом фильтрующим и защитными очками.

При работе с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. Jбслуживающий персонал должен быть обеспечен резиновыми сапогами или ботинками на резиновой подошве, резиновыми техническими перчатками.

3. Требования безопасности в аварийных ситуациях

Аварийная ситуация при работе с антифризом, охлаждающими автожидкостями возможна при попадании этих веществ в организм человека.

При попадании через рот в желудок происходит отравление, при котором поражается нервная система и почки. Признаки отравления – головокружение, потеря сознания, в тяжелых случаях – смертельный исход. Это сосудистый и протоплазматический яд, вызывающий ацидоз. Проникает через кожу. Пары антифриза вызывают низкую степень отравления и опасны в большой концентрации.

При попадании этиленгликоля или охлаждающей автожидкости в желудок необходимо в целях оказания пострадавшему первой доврачебной помощи как можно раньше вызвать рвоту, обеспечить ему обильное питье, немедленно вызвать врача или отправить в ближайшее лечебное учреждение.

4. Требования безопасности по окончании работы

По окончании работы с антифризом «Тосол-АМ», охлаждающими автожидкостями «осол-А-40М», «Тосол-А-65М» и др. резиновые сапоги, брезентовые рукавицы, комбинезон тщательно промыть водой и высушить.

Выносить спецодежду за пределы подразделений предприятия, а также выходить в спецодежде в столовую, красные уголки, служебные и жилые помещения запрещается.

После каждой операции с антифризом, охлаждающими автожидкостями и др. тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

Источник: http://aaa-himia.ru/article/125.html

Антифриз и автожидкости охлаждающие

Тосол опасный груз или нет

динамично развивающаяся компания, которая объединяет пять профильных лабораторий и опытно-промышленное производство

Специалисты лабораторий и опытного производства постоянно работают над совершенствованием состава продукции, расширением её ассортимента, внедрением и отработкой технологий получения данных продуктов.

было опубликовано более 200 статей и тезисов докладов, 2 монографии, получено 14 патентов на изобретения.

Антифриз и автожидкости охлаждающие

Скачать презентацию

АНТИФРИЗ «ТОСОЛ-АМ» И АВТОЖИДКОСТИ ОХЛАЖДАЮЩИЕ «ТОСОЛ-А40М», «ТОСОЛ-А65М»

ТУ 6-57-95-96 с изменениями 1-5

ПОЛУЧАЮТ

Приготовлением концентрата антикоррозийных, антипенных добавок, красителя в этиленгликоле.

НАЗНАЧЕНИЕ
Применяют для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а также в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

  • «Тосол-АМ» — горячая жидкость. Температура вспышки закрытый тигель — 86°С, температура воспламенения — 112°С, температура самовоспламенения — 491°С.
  • «Тосол-А40М» и «Тосол-А65М» огневзрывобезопасны.
  • «Тосол-АМ», «Тосол-А40М» и «Тосол-А65М», содержащие в своём составе этиленгликоль, обладают ядовитым и наркотическим действием и способностью проникать в организм через кожу. По степени воздействия на организм человека относится к веществам умеренно опасным (3 класс опасности).

ТРАНСПОРТИРОВКА

«Тосол-АМ», «Тосол-А40М» и «Тосол-А65М» транспортируют всеми видами транспорта, исключая свободное перемещение и механическое повреждение тары с продуктом. По железной дороге в крытых вагонах повагонными и мелкими отправками, универсальных контейнерах МПС, и вагонах-цистернах. В автоцистернах, крытым автомобильным транспортом в бочках, полимерной таре и 10-литровых полиэтиленовых канистрах.

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Наименование показателя Значение «Тосол-АМ» «Тосол-А40М» «Тосол-А65М»
1. Внешний вид однородная подвижная жидкость голубого цвета без механических примесей однородная подвижная жидкость голубого цвета без механических примесей однородная прозрачная жидкость красноватого цвета без механических примесей
2. Плотность при температуре 20°С, г/см3, не менее 1,120-1,140 1,078-1,085 1,085-1,100
3. Температура начала кристаллизации, °С, не более -35 ± 2 (при разбавлении дистиллированной водой в объёмном соотношении 1:1) -40 ± 2 -65 ± 2
4. Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), °С, не ниже 170 108 110
5. Массовая доля воды, %, не более 3
6. Щёлочность, см3, не менее 10 10 10
7. Вспениваемость. Объём пены через 5 мин., см3, не более Время исчезновения пены, с, не более 50 (при разбавлении раствором хлористого цинка в объёмном соотношении 1:1) 5(при разбавлении раствором хлористого цинка в объёмном соотношении 1:1) 30 3 30 3
8. Показатель активности водородных ионов при температуре 20°С, (рН) в пределах 7,5 – 8,5 (при разбавлении дистиллированной водой в объёмном соотношении 1:1) 7,5 – 8,5 7,5 – 8,5
9. Коррозионное воздействие на металлы, мг а) медь МI(ГОСТ 859), не более б) латунь Л68 или Л63 (ГОСТ 2208, ГОСТ 931) не более в) припой ПОС 35 (ТУ 48-13-10), не более г) алюминий АК6М2 (ГОСТ 1583), не болеед) чугун марки GH-190 по нормали ФИАТ ВАЗ 52205 или Сч-25 по ГОСТ 1412, не более 8,0 8,0 12,0 19,0 9,0 8,0 8,0 12,0 19,0 9,0 8,0 8,0 12,0 19,0 9,0
10. Набухание резин при температуре 100°С в течение 72 ч. Изменение объёма, % а) стандартные образцы резины марки 7-57-5006 ТУ 38.105.250 Код ТРП-100-60, не болееб) стандартные образцы резины марки 57-7011 ТУ 38.105.262 код ТРП-100-60, не более 5 5 5 5 5 5

Источник: http://ntcsnos.ru/antifriz_i_avtojidkosti_ohlajdayuschie.html

Как проверить тосол и антифриз. Простые способы проверки качества охлаждающей жидкости

Выбрав и купив незамерзающую жидкость для системы охлаждения, каждому автолюбителю хочется, чтобы она действительно обладала заявленными на этикетке свойствами.

Согласно последним исследованиям, доля фальсификата на рынке незамерзающих жидкостей составляет от 40 до 50%. Несмотря на симпатичную пластмассовую тару и аккуратно выполненные наклейки на ней, внутри может находится жидкость, лишь отдаленно напоминающая отечественный тосол или заграничный антифриз. Где гарантия, что внутри канистры не подкрашенная вода, приправленная аккумуляторным электролитом или бодяга с добавлением сахара или соли?

Чем опасна подделка

Что происходит с тосолом (или антифризом), залитым в систему охлаждения, когда его температура снижается до значения (например, -400 С) , указанного на упаковке? Происходит его кристаллизация и антифриз теряет свою текучесть, превращаясь в некое подобие желе. При этом он не увеличивается в объеме, следовательно не давит на внутренние стенки радиатора и «рубашки» системы охлаждения.

Совсем иная картина, если вместо незамерзающей жидкости в системе охлаждения находится фальсификат, изготовленный из обыкновенной воды. Достигнув нулевой температуры, вода замерзает, заметно увеличиваясь в объеме, а поскольку система охлаждения является условно герметичной, образовавшийся лед попросту раздавливает и разрывает каналы радиатора, водяной насос и блок цилиндров двигателя.

Даже в случае, если в составе поддельного тосола все же присутствует  какая-то часть этиленгликоля и он с понижением температуры не замерзает, а кристаллизуется, вряд ли фальсификаторы утруждали себя добавлением в его состав специальных антикоррозионных присадок, обволакивающих незамерзающую жидкость защитной пленкой.

Следовательно, агрессивная жидкость, которой является смесь воды и спирта, начнет незамедлительно разъедать детали системы охлаждения двигателя. Вряд ли двигатель выдержит хотя бы один сезон эксплуатации в таких условиях.

Проверить наличие защитных присадок в домашних условиях практически невозможно, а вот узнать, справится ли незамерзающая жидкость с холодами, под силу каждому.

Лакмусовая бумага

Смочив лакмусовую бумажку охлаждающей жидкостью, качество которой необходимо определить, а затем сравнив приобретенный ею цвет со специальной цветовой шкалой, не составит труда с достаточной точностью определить ее pH.

Читайте также  Страхование грузов это

Если же такой шкалы нет – не беда, приблизительный кислотно-щелочной баланс тосола можно определить и «на глаз». Окрашивание лакмуса в розовый цвет укажет на то, что в тестируемой жидкости избыток кислоты (рН находится в пределах от 1 до 5), а это – прямое свидетельство фальсификата.

Синий цвет лакмусовой бумаги засвидетельствует ярко выраженную щелочную среду с рН > 10, следовательно такой тосол или антифриз тоже является подделкой, притом отвратительного качества.

Если же лакмус окрасился в зеленый цвет, знайте – перед вами тосол приличного качества с кислотно-щелочным балансом рН в пределах от 7 до 9.

Ареометр

Кроме измерения плотности электролита, современными аэрометрами можно определить температуру замерзания тосола. У таких ареометров рядом со шкалой плотности расположена шкала, проградуированная в градусах.

Набрав при помощи резиновой груши в ареометр тосол или антифриз, необходимо определить линию соприкосновения тестируемой жидкости со стержнем ареометра. Нахождение линии в районе шкалы зеленого цвета будет свидетельствовать о температуре кристаллизации тосола в пределах от -30 до -400 С.

Если индикатор укажет на красную шкалу, значит охлаждающая жидкость частично утратила свои свойства и начнет кристаллизоваться при температуре от -20 до -300 С. Желтой шкале отвечает диапазон температур от -10 до -200 С.

Если же тестируемая жидкость в ареометре соприкоснется со стержнем ареометра в районе синей шкалы, такой тосол следует немедленно заменить, поскольку он стал полностью непригоден и будет вести себя подобно обычной воде.

Пробное замораживание

Набрав в небольшую пластиковую бутылку 100-150 мл тестируемой жидкости, необходимо перед закручиванием пробки немного сжать бутылку, выпустив из нее воздух – вдруг тосол окажется ненастоящим и после замерзания раздавит пластиковую тару.

Поместив бутылку с жидкостью в морозильную камеру и выждав 1-2 часа, необходимо извлечь опытный образец и изучить его. Температура в морозильной камере достигает порядка -350 С, поэтому если исследуемая жидкость не замерзла и не подверглась кристаллизации при такой температуре, она гарантированно выдержит и более лютые морозы, обеспечив надежную и стабильную работу двигателя в зимнее время.

Истчоник

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://zabarankoi.mirtesen.ru/blog/43306195544/next

Тосол, антифриз или охлаждающая низкозамерзающая жидкость

Е. Вижанков, к.т.н., начальник лаборатории ФГУП «25 ГосНИИ Минобороны РФ»

Антифризы – охлаждающие жидкости (ОЖ), не замерзающие при низкой температуре. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена» и т.п.) и указывают температуру замерзания (ОЖ-40 – до –40°С, ОЖ-65 – до –65°С). В последнее время отечественные производители стали выпускать охлаждающие жидкости, готовые к применению (уже разбавленные водой), с использованием маркировки «Антифриз». Как правило, это тот же «Тосол», но несколько лучшего качества.

ТОСОЛ – название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной в 1971 г. для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами ГосНИИОХТа (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии).

Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов (этанол, бутанол, метанол). Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому ее широко используют отечественные изготовители ОЖ.

Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными (зависят от состава).

За рубежом термин «antifreeze» (антифриз) использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях.

Термин «engine coolant concentrate» (дословно – «двигательный охладитель концентрированный») охватывает все эти условия и в настоящее время более предпочтителен.

Исходя из сказанного, в статье будем использовать термины «охлаждающая жидкость» или просто «жидкость».

Назначение

По причине выделения теплоты при сгорании топлива и от действия сил трения автомобильные двигатели нуждаются в эффективной системе охлаждения. В основном тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а теплоносителями являются жидкости, циркулирующие через него и двигатель. Автомобильные двигатели воздушного охлаждения (например, VW Beetle), начиная с некоторого времени, перестали представлять коммерческий интерес. Главным образом, это обусловлено требованиями защиты окружающей среды.

Количество теплоты, передаваемой системой охлаждения двигателя, значительно. Известно, что третья часть тепловой энергии от сгорания топлива должна быть рассеяна охлаждающей жидкостью, в то время как пригодная для использования энергия на коленчатом вале двигателя составляет только одну четверть этой тепловой энергии в бензиновом двигателе или одну треть – в дизельном.

Охлаждающие жидкости

Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. В природной воде растворены соли и минералы. Соли (преимущественно кальция и магния) в совокупности с хлоридами и сульфатами (в меньшей степени) обусловливают жесткость воды. Карбонатная жесткость воды приводит к образованию осадка в форме нетвердых отложений (взвеси) или накипи на металлических поверхностях системы охлаждения.

Солевые теплоизоляционные накипи снижают теплоотвод от тех частей системы охлаждения, которые особенно нуждаются в этом, что может вызвать серьезные проблемы, например, заклинивание поршня или образование трещин в блоке цилиндров.

Кроме того, свободные сульфаты и хлориды приводят к увеличению коррозии металлов системы охлаждения.

Но наиболее важные недостатки воды как хладагента заключаются в том, что она превращается в лед при 0°C, кипит при 100°C (при нормальном атмосферном давлении) и испаряется из открытых систем при температуре меньше 100°C.

Для увеличения температуры кипения, системы охлаждения двигателя герметизируют. Однако существенно увеличить температуру кипения благодаря такому поддавливанию нельзя по той простой причине, что не все части системы охлаждения выдерживают большое давление, например, шланги, резиновые уплотнения и радиатор, изготовленный из меди, латуни или алюминия с применением мягкого припоя.

Точку замерзания воды в свое время снижали, добавляя одноатомные спирты (метиловый, этиловый, изопропиловый). Однако все они имеют очень низкую температуру кипения (65–82°C), поэтому в настоящее время не используются. Высококипящий глицерин (290°C) также не используется по причине плохих низкотемпературных свойств (высокая вязкость при низкой температуре и, как следствие, плохая прокачиваемость).

Наиболее полно и корректно исправить недостатки воды и при этом не лишить ее достоинств позволяет водногликолевая смесь.

Она представляет собой водный раствор этиленгликоля (этиленгликоль или моноэтиленгликоль – двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112–1,113 г/см3 при 20°С и температурой начала кипения около 195°С, замерзания –12…13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу.

Наиболее опасен, если его выпить (смертельная доза 35 см3). Раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой), поэтому в охлаждающей жидкости присутствует комплекс присадок – противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих.

Плотность, температура замерзания и кипения ОЖ взаимосвязаны с концентрацией этиленгликоля в ней. Эти зависимости у разных жидкостей могут существенно отличаться друг от друга. Необходимо также учитывать, что качество используемой воды существенно влияет на эффективность присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости.

В ГОСТ 28084 указано, что для разбавления концентрата ОЖ используют дистиллированную воду, конденсат и пресную воду общей жесткости до 6,0 моль/м3. ASTM D 3306 рекомендует для приготовления растворов муниципальную (обработанную) или природную воду с небольшим содержанием минеральных веществ.

Читайте также  Лицензия на международные перевозки грузов автотранспортом
Требования стандарта ASTM D 3306 к воде для разбавления этиленгликоля

Общее содержание твердых частиц 340 ppm max
Общая жесткость 170 ppm max
хлоридов 40 ppm max
сульфатов 100 ppm max
Водородный показатель (рН) 5,5–9,0

Нормативные документы

ГОСТ 28084–89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т.п.) выбирает изготовитель.

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Ресурсные тесты дорогостоящие и длительные. Например, 1 264 ч испытаний на моторном стенде по методике ASTM D 2570 соответствуют около 75 тыс. км пробега автомобиля, а эксплуатационные испытания проводят в течение 2–3 лет.

Сертификация ОЖ добровольная, а поэтому необязательна.

Технические требования к зарубежным концентратам ОЖ для легковых автомобилей и легких грузовиков отражены в ASTM D 3306 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации»), а для грузовых автомобилей и тяжелой техники – в ASTM D 4985 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля с низким содержанием силиката для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации, требующие начального введения дополнительной добавки к охлаждающей жидкости (Supplemental Coolant Additive (SCA)»).

ASTM D 3306 и ASTM D 4985 содержат перечень физико-химических свойств и эксплуатационных требований к антифризам со ссылками на соответствующие стандартные методы испытаний (тоже ASTM).

Кроме общих стандартов многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA – Antifreeze Concentrate GM 1899M, GM 6038М или система нормативов G концерна Volkswagen.

Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимую концентрацию силикатов, буры и хлоридов. (Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенные). Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы уплотнений водяного насоса (меньше нерастворимых осадков), улучшает защиту от кавитационной коррозии).

Срок службы ОЖ

При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет – концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно корродируют. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.

  • образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительной отрицательной температуре (–10…15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить;
  • жидкость становится рыже-бурой, значит, детали системы уже корродируют. Такую охлаждающую жидкость нужно немедленно заменить независимо от того, сколько она прослужила. Плотность, температуры замерзания и кипения ОЖ, концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости у разных жидкостей на основе этиленгликоля могут немного отличаться друг от друга.

В эксплуатации плотность ОЖ проверяют ареометром. Плотность косвенно указывает температуры начала кристаллизации (застывания) и кипения.

Совместимость охлаждающих жидкостей

Уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек. В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, прокипяченную (около 30 мин) воду, во втором – охлаждающую жидкость той же марки.

Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, допустимо смешивать.

Однако если номера ТУ не одинаковы, лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воду, а потом заменить всю жидкость в системе.

Влияние антифриза на склонность двигателя к перегреву

Температура кипения ОЖ-40 (44% воды и 56% этиленгликоля) при атмосферном давлении не менее 108°С. В предкипящем состоянии уже образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя.

При постоянной эксплуатации машины в тяжелых условиях (городские пробки, песчаные дороги, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной (хотя бы на пару градусов) температурой кипения соответственно с более высокой плотностью.

Охлаждающая жидкость ОЖ-65 (35% воды и 65% этиленгликоля) кипит при температуре выше 110°С (при атмосферном давлении).

Выбор антифриза

Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше в специализированных, а не в универсальных магазинах.

Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления водой. В каком соотношении проводится разбавление, указывает его изготовитель на этикетке.

  • ASTM D 3306 – для легковых автомобилей и легких грузовиков;
  • ASTM D 4985 – для тяжелой техники;
  • G 11 – для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов);
  • G 12 – для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).

Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения.

Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещоткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» – ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке – плотно контактировать с горловиной.

Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра неупругая (шипит выходящий воздух), лучше такую не покупать.

Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация – полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления и т.д.

Полупрозрачная канистра хороша тем, что можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата – чуть больше (пять).

Хорошая охлаждающая жидкость дешевой быть никак не может. Меняют ее не часто. Экономить на жидкости не стоит.

Проверка после покупки

Все параметры жидкости полностью и корректно проверить самостоятельно нельзя, но косвенно оценить качество покупки можно.

Мембрана под пробкой – хороший признак. Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в соответствующую емкость.

Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т.п.) недопустим.

Плотность проверять можно, но она – не главный критерий качества, ее могут умышленно повысить, добавив ненужные соли, часто вредные. Но все же лучше проверить.

Устойчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель допускает разбавление концентрата водопроводной водой. Для проверки можно налить концентрат в прозрачную емкость из термостойкого стекла, добавить столько же воды из водопровода и довести до кипения. Дать постоять около часа и сравнить внешний вид (прозрачность в проходящем свете) с таким же раствором, но не прокипяченным. Видимых отличий быть не должно.

Источник: http://www.gruzovikpress.ru/article/3344-tosol-antifriz-ili-ohlajdayushchaya-nizkozamerzayushchaya-jidkost/

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: