Субъекты таможенного контроля после выпуска товаров

Содержание

Об утверждении Технологии организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации, Распоряжение ФТС России от 16 июня 2015 года №172-р

Субъекты таможенного контроля после выпуска товаров

В целях организации таможенного контроля после выпуска товаров, выпущенных автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, в соответствии с таможенной процедурой экспорта с учетом принципа выборочности, предусмотренного пунктом 1 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза:

1. Утвердить прилагаемую Технологию организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации (далее — Технология).

2.

Главному управлению таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России (В.И.Селезнев), начальникам региональных таможенных управлений и таможен обеспечить применение Технологии с 1 июля 2015 года.

3. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (А.А.Тимофеев) и Главному управлению информационных технологий ФТС России (Д.В.Данилин) обеспечить доработку комплекса программных средств «Постконтроль» до 1 ноября 2015 года.

Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

РуководительФТС России

А.Бельянинов

I. Общие положения

1.

Технология организации таможенного контроля после выпуска товаров у участников внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации (далее — Технология) разработана в соответствии с:

положениями Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 года N 114-ФЗ «О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст.2796); Федеральный закон от 22 декабря 2014 года N 420-ФЗ «О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 52 (ч.I), ст.7531);

положениями Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6252; 2011, N 27, ст.3873, N 29, ст.4291, N 50, ст.7351; 2012, N 53 (ч. I), ст.7608; 2013, N 14, ст.1656, N 26, ст.3207, N 27, ст.3477, N 30 (ч. I), ст.4084, N 49 (ч. I), ст.6340, ст.6348, N 51, ст.6681, ст.6682; 2014, N 11, ст.1098, N 19, ст.2318, ст.2319, ст.2320, N 23, ст.2928, N 48, ст.6646; 2015, N 1 (ч.I), ст.34, N 14, ст.2010, ст.2013, ст.2022);

Положением о Главном управлении таможенного контроля после выпуска ФТС России товаров, утвержденным приказом ФТС России от 17 апреля 2012 года N 724 (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 24 июля 2012 года N 1489, от 1 июля 2013 года N 1197, от 9 июля 2014 года N 1334, от 25 августа 2014 года N 1627);

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 6 июля 2012 года N 1373 (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 14 августа 2013 года N 1543, от 3 апреля 2014 года N 595, от 26 сентября 2014 года N 1891) (далее — приказ ФТС России от 6 июля 2012 года N 1373);

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и структурных подразделений таможенных органов при организации таможенного контроля после выпуска товаров, утвержденной приказом ФТС России от 6 июля 2012 года N 1372 (с изменениями, внесенными приказами ФТС России от 3 апреля 2014 года N 594, от 1 декабря 2014 года N 2324) (далее — приказ ФТС России от 6 июля 2012 года N 1372);

Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при взаимодействии подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, правоохранительных подразделений и подразделений по противодействию коррупции таможенных органов при организации и проведении таможенной проверки, утвержденной приказом ФТС России от 17 мая 2012 года N 949 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 1 августа 2012 года N 1550) (далее — приказ ФТС России от 17 мая 2012 года N 949);

распоряжением ФТС России от 30 января 2015 года N 32-р «Об утверждении алгоритма автоматической регистрации декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей вывоз товаров, и алгоритма автоматического выпуска декларации на товары, поданной в форме электронного документа, в соответствии с таможенной процедурой экспорта» (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 18 мая 2015 года N 144-р) (далее — распоряжение ФТС России от 30 января 2015 года N 32-р).

2.

Технология разработана в целях:

обеспечения контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности с низким уровнем риска (далее — участники ВЭД) таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле (далее — таможенное законодательство);

организации проведения должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров мониторинга и анализа декларирования товаров, выпущенных автоматически в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии со статьей 94 Таможенного кодекса Таможенного союза;

планирования проведения таможенных проверок, в том числе направленных на профилактику нарушений таможенного законодательства.

3. Технология применяется в отношении участников ВЭД, товары которых выпущены автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, в соответствии с таможенной процедурой экспорта.

4. Технология предназначена для применения должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, служб таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений, отделов (отделений) таможенного контроля после выпуска товаров таможен.

II. Мониторинг и анализ деятельности участников ВЭД, товары которых выпущены автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов, в соответствии с таможенной процедурой экспорта

5. Должностные лица подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможен, в регионе деятельности которых зарегистрирован участник ВЭД, осуществивший таможенное декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта, выпуск которых произведен автоматически без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов в соответствии с распоряжением ФТС России от 30 января 2015 года N 32-р, осуществляют ежеквартальный мониторинг и анализ декларирования таких товаров.

6. Мониторинг и анализ проводятся на основании сведений, содержащихся в информационных ресурсах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС), в том числе с использованием комплекса программных средств «Постконтроль» (далее — КПС «Постконтроль») по состоянию на 5-е число месяца, следующего за анализируемым кварталом.

6.1. Определение товаров, выпущенных автоматически и подлежащих мониторингу и анализу, осуществляется по отметкам в полях ЕАИС «Номер ЛНП инспектора, заверившего запись» (поле GC_06) и «Номер ЛНП должностного лица» (поле GD2) соответствующего номеру технологической ЛНП «000».

6.2.

В ходе проведения мониторинга и анализа проводится сопоставление сведений о наименовании, кодах ТН ВЭД ЕАЭС, цене, таможенных платежах, весе брутто/нетто и иных характеристик товаров, выпущенных автоматически и ранее декларировавшихся участником ВЭД в соответствии с таможенной процедурой экспорта, выпуск которых осуществлен должностными лицами таможенных органов.

Также при помощи КПС «Постконтроль» проводится анализ показателей деятельности участника ВЭД в качестве лица с низкой степенью риска нарушения таможенного законодательства.

6.3.

Отнесение автоматически выпущенных товаров к товарам риска осуществляется по следующим направлениям:

товары ранее не декларировались участником ВЭД, в том числе в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

характеристики декларируемых товаров (индекс таможенной стоимости (далее — ИТС), соотношение веса нетто/брутто, вес товара в расчете на дополнительную единицу измерения) отличаются от соответствующих характеристик товара того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, вывоз которых (в период до 1 года) осуществлялся данным участником ВЭД в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

характеристики декларируемых товаров (ИТС соотношение веса нетто/брутто, вес товара в расчете на дополнительную единицу измерения) отклоняются от средних значений соответствующих характеристик товаров того же кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и с аналогичной страной назначения, вывоз которых осуществлялся иными участниками ВЭД в соответствии с таможенной процедурой экспорта за период 90 дней до подачи декларации на товары, на анализируемые товары;

выявление в ходе проводимого анализа с применением КПС «Постконтроль» факта исключения участника ВЭД, отнесенного к категории низкого уровня риска нарушения таможенного законодательства, из перечня указанной категории участников ВЭД;

участник ВЭД не является производителем товара, декларируемого в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

выявление в ходе мониторинга и анализа данных, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении таможенного законодательства;

анализ деятельности участника ВЭД при помощи КПС «Постконтроль» свидетельствует о потенциальных рисках нарушения таможенного законодательства.

7.

При проведении мониторинга и анализа может использоваться информация, поступившая ранее в отношении участника ВЭД или товаров от функциональных и правоохранительных подразделений таможенных органов в рамках приказов ФТС России от 6 июля 2012 года N 1372 и от 17 мая 2012 года N 949, а также информация о признаках нарушения налогового и (или) таможенного законодательства, поступившая из налоговых органов и иных государственных органов, органов местного самоуправления, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

8. В результате мониторинга и анализа, проведенного в соответствии с пунктом 6 Технологии, осуществляется выбор объектов таможенного контроля после выпуска товаров, направленного на профилактику нарушения таможенного законодательства, либо требующего проведения внеплановой таможенной проверки, при наличии оснований для ее назначения, предусмотренных пунктом 4 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Читайте также  Правила ввоза товаров в Россию физическими лицами

9. Определение направления и формы таможенного контроля после выпуска товаров осуществляется должностными лицами подразделений таможенного контроля после выпуска товаров (далее — уполномоченные должностные лица) самостоятельно в зависимости от результатов аналитической работы.

III. Организация проведения таможенного контроля после автоматического выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта

10. Организация планирования профилактических проверок в отношении участников ВЭД осуществляется в соответствии с распоряжением ФТС России от 26 февраля 2014 года N 69-р «О ежеквартальном плане проведения профилактических проверок».

11. Организация проведения внеплановой таможенной проверки осуществляется в порядке, предусмотренном приказом ФТС России от 6 июля 2012 года N 1373.

12. Результаты таможенного контроля после выпуска товаров в отношении участников ВЭД фиксируются в КПС «Постконтроль» с обязательным прикреплением актов таможенных проверок.

IV. Заключительные положения

13. Общую координацию и контроль организации планирования профилактических таможенных проверок участников ВЭД в соответствии с Технологией осуществляет Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России.

14.

Уполномоченными должностными лицами Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров и служб таможенного контроля после выпуска товаров региональных таможенных управлений может проводиться мониторинг и анализ, предусмотренный Технологией, в том числе на постоянной основе, в целях:

выбора объектов таможенного контроля для самостоятельного проведения таможенных проверок, в том числе профилактического характера;

направления поручений и подготовки предложений для проведения таможенных проверок в подразделения таможенного контроля после выпуска товаров нижестоящих таможенных органов;

рассмотрения аналитических данных структурных подразделений таможенных органов;

осуществления контроля за деятельностью подразделений таможенного контроля после выпуска товаров нижестоящих таможенных органов.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Таможенный вестник,N 16, август 2015 года

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420294770

Таможенный контроль после выпуска товаров

За годы независимости таможенная служба стала надежным инст­рументом повышения уровня экономической и социальной безопасности страны. Она  оказывает мультипликативный эффект на экономику, что благоприятно отражается на общих макроэкономических показателях. Этому способствуют  совершенствование таможенного администрирования, оптимизация таможенного оформления и контроля, упрощение процедур для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Принципы перехода от глобального таможенного контроля к выборочному, от контроля в процессе совершения таможенных операций к контролю после выпуска товаров отражены в новой редакции Таможенного кодекса.

На основе Киотской конвенции

Согласно нормам таможенный пос­таудит, являющийся одним из инструментов таможенного администрирования, должен способствовать максимальному упрощению и ускорению таможенного контроля при условии сохранения его эффективности (Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных процедур, Киото, 18.05.1973г., далее – Киотская конвенция).

По мнению Всемирной таможенной организации (WCO), наряду с использованием информационных технологий и системой управления рисками, это один из наиболее действенных инст­рументов современного таможенного администрирования. WCO исходит из того, что постконтроль (проверка товаров после выпуска) является важной частью современного таможенного контроля и содействия развитию торговли.

С одной стороны, он позволяет справиться с растущим объемом перемещений товаров, с другой – создает благоприятные условия для участников внешней торговли.

Под контролем на основе методов аудита понимается совокупность мер, при помощи которых таможенная служба убеждается в правильности заполнения деклараций на товары и достоверности указанных в них сведений. При этом у причастных к декларированию лиц проверяются соответствующие книги учета счетов, документы, учетная документация и коммерческая информация.

Различают 2 формы таможенного аудита: аудит, проводимый после таможенного оформления, и аудит систем участников торговли. Посттаможенный аудит осуществляется для проверки деятельности лиц, участвующих в международной торговле.

В отличие от обычной таможенной проверки, при таможенном аудите финансово-хозяйственный результат внешнеторговой операции и результат таможенного оформления рассматриваются как часть общего бухгалтерского учета и налоговой отчетности.

Такой подход позволяет создать четкую и ясную картину внешнеторговых сделок, а также сопоставить данные таможенной и налоговой отчетности на основе бухучета.

Цель аудита – не только фактическая проверка финансово-хозяйственной деятельности участника ВЭД, но и выработка рекомендаций по совершенствованию его учетной работы и политики. Следствием такого процесса является упрощение порядка таможенного оформления. Таможенный аудит должен помогать приспосабливать систему учета и отчетности участника ВЭД к требованиям таможенной службы. А таможенные органы в свою очередь должны упрощать таможенный контроль тем участникам ВЭД, которые следуют всем требованиям и рекомендациям.

Зачем нужен аудит после таможенной очистки

Эксперт по таможенным вопросам проекта USAID «Торговля и доходы» Ирина Свифт пояснила методику постконтроля: таможня проверяет соблюдение таможенного и другого соответствующего законодательства, изучая бухгалтерскую отчетность и документацию участника ВЭД в его офисе после выпуска товаров.

Это удобно для таможни, поскольку она может более эффективно определить, действительно ли на основе анализа рисков были выпущены товары без нарушений законодательства.

И также удобно для участника ВЭД, заинтересованного в быстром выпуске товаров, снижении затрат на очистку и повышении показателей своей работы без нарушений благодаря улучшению внутреннего контроля.

Постконтроль – это действенная мера для борьбы с коммерческим мошенничеством и проверки эффективности методологии управления рисками. Он позволяет увеличить объем торговли за счет быстрой таможенной очистки, при этом привлекать меньшее число сотрудников. Постаудит – обязательный стандарт в таможенном контроле. В настоящее время он является основной формой таможенного контроля в США и странах ЕС. Также широко применяется в Японии, Южной Корее и Китае.

С позиций отечественного законодательства

Посттаможенный контроль (ПТК) в отечественной таможенной практике проводится для подтверждения соответствия сведений о таможенной стоимости, происхождении товаров, тарифной классификации, об освобождении от уплаты таможенных пошлин, возврате (возмещении) сумм таможенных платежей и т.д. При необходимости может затрагивать и другие области.

Проверка системы учета находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств, который обязаны вести юридические и физические лица, может применяться, в частности, в случае заявления лица о применении упрощенных процедур таможенного оформления (ст.200 Таможенного кодекса).

Также, если имеются достаточные и подтвержденные основания полагать о наличии нарушений таможенного законодательства, таможенные органы вправе провес­ти таможенный контроль после выпуска товаров (ст.201 ТК).

Проводя ПТК, таможенники имеют право проверять наличие товаров, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка может проводиться в местах нахождения юридического и физического лица, прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.

Основанием для ПТК  является решение начальника таможенного органа или лица, его замещающего, с указанием целей, сроков проведения проверки, состава проверяющих должностных лиц таможенного органа и проверяемого периода.

За одним и тем же контрактом (договором, соглашением) ПТК может проводиться не более 1 раза.

ПТК  и доначисление таможенных платежей могут осуществляться в течение 1 года с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Зарубежный опыт

Еще одна форма таможенного аудита – это аудит систем участников внешней торговли. Она применяется к тем, кому уже предоставлена или в отношении кого рассматривается возможность предоставления права на использование упрощенной формы таможенного оформления. Например, возможность подачи периодической таможенной декларации.

В ходе такой проверки аудиторы выясняют, каким образом работают информационные системы проверяемого лица, и достаточно ли точно они отражают внешнеторговые операции для соблюдения необходимых норм и правил.

В данном случае проверяется не конкретная торговая сделка или поставка товара, а общая информационная система учета таких сделок и поставок.

Помимо информационных систем проверяются и регламентирующие их работу документы. Интересно, что при такой форме аудита предусматривается вариант, когда участник внешнеторговой сделки проводит самостоятельную оценку своей деятельности по специально разработанным для этой цели критериям.

Логическим продолжением аудита систем является так называемый аудит развития. Это комплекс консультационных мероприятий для тех участников ВЭД, которые еще только разрабатывают новые системы учета. Консультации таможенного аудитора на этапе проектирования позволяют изначально разработать и внедрить такую информационную систему, которая будет предоставлять таможенным органам наиболее полные сведения в простой форме.

Настоящее и будущее контроля после выпуска товаров

Действующая система ПТК  несколько отличается от зарубежного посттаможенного аудита. Это конт­роль, проводимый сотрудниками таможенных органов самостоятельно. Основная его цель – выявить нарушения законодательства и взыскать неуплаченные платежи в бюджет, а не формировать имидж и определять уровень риска конкретного участника ВЭД.

Для действенной реализации системы постконтроля, предусмотренного стандартами WCO, есть правовая основа. Дело за дальнейшим формированием методологических и технических решений, развитием соответствующей нормативной базы. Для этого нужно не только совершенствовать таможенную систему, но и отойти от принципа приоритета сбора таможенных платежей к упрощению процедур торговли и контролю над цепями поставок.

При этом система управления рис­ками (СУР) и постконтроль должны быть связаны друг с другом, как этого требуют международная практика и Таможенный кодекс.

В будущем для развития института таможенного аудита ключевым станет вопрос о применимости его результатов. Их можно будет использовать для:

●подтверждения финансовой устойчивости и платежеспособности участника ВЭД, получающего отсрочку/рассрочку по уплате таможенных платежей;

●выяснения  причин добровольного исправления допущенных ранее при таможенном оформлении ошибок и неточностей;

●учета при оценке деятельности участников ВЭД,  в том числе  тех из них, кто уже получил или претендует на упрощенную форму таможенного оформления и таможенного контроля.

Для законопослушных участников ВЭД таможенный аудит может стать инструментом повышения безопасности ведения бизнеса, способом получения различных упрощений и сокращений количества применяемых форм таможенного контроля. Применение СУР и постконтроля таможенной службой создаст возможности для развития института таможенного аудита – необходимого элемента госрегулирования внешнеэкономической деятельности.

Раздел «Таможня» ведет Гульнора АБДУНАЗАРОВА, наш спец. корр.

Источник: https://gazeta.norma.uz/publish/doc/text125936_tamojennyy_kontrol_posle_vypuska_tovarov

Таможенный контроль товаров после выпуска: организация, осуществление, порядок проведения, цели, задачи, особенности, формы, развитие, проблемы

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров регламентируется ТК ТС, ФЗ №311. Кроме этого, уполномоченные органы руководствуются в своей деятельности Конституцией.

Читайте также  Необходимые свойства товара в роли денег

Изменения в законодательстве

В ФЗ №311 были внесены поправки, касающиеся срока, в который выполняется таможенный контроль после выпуска товаров. Период был увеличен до трех лет. Соответственно, хранение документации должно осуществляться в течение 3 лет. Данные меры позволяют упростить процесс оформления на стадии вывоза/ввоза.

Кроме этого, увеличение срока обеспечивает возможность выполнить проверку достоверности сведений. После принятия в 2009 г. ТК ТС значительно была сокращена продолжительность оформления. Таможенный орган выпускает товар в двухдневный срок с даты регистрации декларации.

Если груз пошлинами не облагается, все оформляется в течение 4 часов.

Концепция

В ней определяются основные цели таможенного контроля после выпуска товаров, специфика создания эффективного инструмента, с помощью которого обеспечивается сбалансированность мер экономической безопасности и содействия международной торговле. Концепция устанавливает ключевые направления деятельности уполномоченных инстанций. Предусмотренный в ней механизм соответствует мировым стандартам, базирующимся на последних достижениях в сфере управленческих и информационных технологий.

Основные направления Концепции

Развитие таможенного контроля после выпуска товаров обеспечивается использованием комплекса определенных мер:

  1. Нормативно-правовым, законодательным обеспечением деятельности уполномоченных органов.
  2. Усилением надзора за соблюдением предписаний ФЗ и условий международных соглашений РФ лицами, которые имеют отношение к перемещению грузов через границу страны.
  3. Обеспечением единообразной реализации положений законодательства.
  4. Усилением надзора в отношении объектов, ввозимых на территорию страны, в том числе ориентированного на обнаружение незаконно перемещенных грузов, находящихся в России.
  5. Созданием условий, при которых незаконная деятельность по транспортировке изделий и ТС через границу и их обращению сопровождалась бы высоким уровнем риска и стала бы экономически нецелесообразной.

Суть процедуры

Таможенный контроль товаров после выпуска представляет собой комплекс мер, выполняемых для проверки факта перемещения груза, достоверности сведений, содержащихся в декларации, и прочей документации, представленной при оформлении.

Данные процедуры выполняются соответствующими подразделениями ФТС по своему направлению работы. Решая задачи таможенного контроля после выпуска товаров, уполномоченные структуры используют методы аудита.

Они заключаются в сопоставлении данных, заявленных при оформлении, со сведениями бухучета, отчетности и прочей коммерческой документации.

Уполномоченные структуры

Проведение таможенного контроля после выпуска товаров отнесено к компетенции ГУФТДиТР ФТС РФ (Главного управления по доходам и тарифному регулированию). Соответствующий приказ №845 был издан 26.04.2010 г. В составе управления было сформировано 5 отделов. На один из них возлагается таможенный контроль товаров после выпуска. В структуре управления также предусмотрены отделы:

  1. Надзора за деятельностью субъектов, внесенных в реестры.
  2. Методологии и практики реализации законодательства при контроле.
  3. Регионального курирования и надзора.
  4. Анализа и мониторинга соблюдения законодательства в сфере начисления и взимания платежей.

Изменения в структуре управления выполняются за счет перераспределения кадров. Приказ действует с 02.07.2010 г. За счет оптимизации штатной структуры ФТС усиливается надзор за обоснованностью, законностью выполнения проверочных мероприятий, повышается их эффективность, вырабатываются комплексные меры по ликвидации условий и причин, способствующих допущению нарушений (со стороны служащих в том числе) при оформлении грузов.

Формы таможенного контроля после выпуска товаров

Они определены в гл. 16 ТК ТС. Нормативным актом предусматриваются следующие формы таможенного контроля после выпуска товаров:

  1. Устный опрос.
  2. Проверка сведений и документации.
  3. Получение объяснений.
  4. Наблюдение.
  5. Осмотр и досмотр (личный в том числе).
  6. Проверка маркировки, наличия идентификационных знаков на объектах.
  7. Осмотр территорий и помещений.
  8. Учет объектов, контроль отчетности.
  9. Проверка.

Гарантии

Организация таможенного контроля после выпуска товаров не должна нарушать права проверяемых лиц. В связи с этим предусматриваются дополнительные гарантии для декларантов, перевозчиков, их представителей, владельцев складов для временного хранения и прочих заинтересованных субъектов. В частности, не допускается нанесение вреда указанным лицам, а также транспортным средствам и объектам, помещаемым под процедуру оформления.

Убытки, возникшие вследствие неправомерных действий/бездействий, принятых решений уполномоченных органов либо их служащих при выполнении ими их обязанностей, должны возмещаться в полном объеме. Компенсации подлежит в том числе упущенная выгода (неполученная прибыль). За причинение ущерба виновные лица привлекаются к ответственности, предусмотренной в ФЗ.

Не подлежат возмещению убытки, возникшие вследствие правомерных действий/решений уполномоченных органов и служащих, кроме случаев, установленных в законе.

Особенности таможенного контроля после выпуска товаров

Уполномоченный орган может запрашивать сведения и документацию, необходимые для выполнения процедуры, в письменном виде, а также устанавливать разумный (достаточный для сбора и предоставления) срок. По мотивированному заявлению заинтересованного лица установленный период может продлеваться.

Выполняя таможенный контроль товаров после выпуска, уполномоченные подразделения могут получать от банковских и прочих кредитных учреждений справки об операциях, связанных с уплатой платежей и внешнеэкономической деятельностью лиц, на которых возложены соответствующие обязанности по ТК ТС, а также брокеров, перевозчиков, владельцев складов.

Для проверки достоверности данных служащие вправе запрашивать коммерческую, бухгалтерскую и прочую документацию и информацию, в электронном виде в том числе, у декларанта либо другого субъекта, имеющего отношение к выполнению операций с объектами.

При этом по изделиям, ввозимым на территорию страны, справки предоставляются не только по совершенным, но и последующим фактам хозяйственной жизни.

Субъекты, выполняющие таможенный контроль товаров после выпуска, обязаны хранить документацию в течение 5 лет после года, на протяжении которого совершались операции.

Основные правила

Порядок проведения таможенного контроля после выпуска товаров утвержден приказом ФТС №1560 от 25.08.2009 г. В нормативном акте устанавливаются единые требования для действий уполномоченных служащих при выполнении проверки сведений и документации в соответствии с положениями ст.

367 ТК ТС. Достоверность информации определяется путем ее сопоставления с данными, полученными из иных источников, в том числе при проведении других форм контроля, анализа статистики, обработки данных с применением программных средств, и иными не запрещенными законодательством способами.

Специфика проверки

Служащие уполномоченных подразделений ФТС контролируют:

  1. Правильность классификации объектов по ТН ВЭД.
  2. Достоверность заявленной стоимости.
  3. Правильность указания страны происхождения.
  4. Соблюдение ограничений и запретов, предусмотренных в законодательстве о госрегулировании внешнеторговой деятельности.
  5. Соблюдение условий для применения упрощенных режимов оформления.
  6. Обеспечение защиты объектов интеллектуальной собственности.
  7. Соблюдение условий помещения груза под заявленную процедуру.
  8. Правильность начисления и своевременность выплаты обязательных платежей.

Должностные лица могут провести проверку и иных сведений.

Основания

Проверка может выполняться в соответствии с:

  1. Поручением вышестоящего органа.
  2. Информацией, поступившей из правоохранительных и прочих, в том числе надзорных, органов, свидетельствующей о вероятном наличии нарушений норм.
  3. Указаниями о применении комплекса мер, ориентированных на минимизацию рисков.
  4. Информацией, имеющейся в распоряжении уполномоченного подразделения, материалами, данными, поступившими из иных структур ФТС.
  5. Сообщениями СМИ, отечественных и иностранных граждан и юрлиц.

Оформление результатов

Если в процессе проверки будет установлена недостоверность документации и информации, это может выступать как основание для возбуждения дел уголовного и административного производств, выполнения таможенного контроля в других формах либо ведомственного надзора, служебной ревизии, применения иных мер, установленных в нормах. Итоговые результаты должны оформляться документально. Для этого используются утвержденные приказом ФТС формы акта проверок, журналов их регистрации и учета.

Заполнение документов

В акте проверки после выпуска ТС или товаров указываются результаты процедуры. При выявлении недостоверных данных декларанту либо другому субъекту, который имеет отношение к операциям, направляется его копия. Датой завершения проверки будет выступать календарное число, в которое был подписан акт.

Не позже следующего дня после его оформления уполномоченное подразделение адресует докладную записку начальнику надзорного органа либо его заместителю. В ней излагаются выводы и предложения по проведенной проверке. Начальник или его заместитель рассматривает информацию и принимает необходимое решение. Сведения о проверке отражаются в учетном журнале, а также в книге регистрации актов.

Вся документация, относящаяся к контрольной процедуре, подшивается в дело. Оно хранится в подразделении ФТС в течение 5 лет. По окончании этого периода документация уничтожается по установленным правилам.

дела

В документацию входят:

  1. Лист ознакомления с данными проверки.
  2. Внутренняя опись материалов.
  3. Решение о выполнении проверки.
  4. Акт.
  5. Документация, полученная в процессе проверки, с копиями запросов.
  6. Лист-заверитель.

Номер дела соответствует номеру акта.

Существующие сложности

Рассматривая специфику оформления грузов, нельзя не отметить проблемы таможенного контроля после выпуска товаров. Сегодня вероятность обнаружения нарушений законодательства с применением методов, не соответствующих нормам, достаточно высока. При этом, по мнению экспертов, эта тенденция будет в будущем только усиливаться.

ФТС, решая проблемы таможенного контроля после выпуска товаров, в настоящее время большое внимание уделяет совершенствованию системы. Уже сегодня надзорные структуры ведут надзорную деятельность по отношению к объектам, находящимся в свободном обращении в России в рамках действующего законодательства.

Это означает, что деятельность всех индивидуальных предпринимателей или юрлиц, связанная с оборотом зарубежных изделий, включая розничную и оптовую их продажу, становится объектом контроля таможенных подразделений на предмет соблюдения действующих норм. Чтобы обеспечить единообразие применения законодательства, необходимо разработать методики, ориентированные на повышение результативности надзорных мероприятий.

Одним из ключевых направлений развития контроля выступает совершенствование анализа эффективности используемых механизмов, предусматривающее применение показателей, полученных при правоохранительной деятельности.

Меры по реализации концепции

Для эффективного выполнения поставленных задач необходимо:

  1. Усиление системного взаимодействия надзорных органов с правоохранительными, налоговыми и иными структурами, службами зарубежных стран. Оно позволит обеспечить сквозную проверку на всем пути следования и оборота объектов.
  2. Разработать систему контроля и управления, в рамках которой будет осуществляться проверка полноты, всесторонности, правильности и объективности решений, утверждаемых при проведении проверки после выпуска. В пределах сферы надзора следует также усилить индивидуальную ответственность уполномоченных служащих.
  3. Сформировать единую систему по планированию деятельности, связанной с проведением таможенного контроля. В ней должны быть учтены трудозатраты, предусмотрено эффективное распределение имеющихся у уполномоченных структур ресурсов, прогнозирование результатов.
  4. Улучшить материально-техническое обеспечение, являющееся базой для проведения контрольных мероприятий. В рамках этого направления следует расширить спектр информационных ресурсов.
  5. Проводить деятельность по кадровому обеспечению. В рамках этого направления особое внимание необходимо уделить уровню профессиональной подготовки сотрудников, совершенствованию их навыков и знаний, усилению дисциплины.

Заключение

В качестве одного из ключевых аспектов разработки мероприятий, реализуемых при осуществлении контрольной деятельности, выступает развитие аналитических инструментов. Такая работа должна иметь серьезную базу.

В частности, она должна основываться на исследовании с использованием методов оценки, анализа и обобщения данных, имеющихся в распоряжении уполномоченных подразделений.

Применение комплексных средств позволяет выбирать объекты и предметы контроля после выпуска, определять категории субъектов внешнеэкономической деятельности, устанавливать круг лиц, в отношении которых осуществление контрольных мероприятий невозможно.

Читайте также  Как определить таможенную стоимость товара

Немаловажное значение имеет разработка надзорных мероприятий за деятельностью уполномоченных служащих. Необходимо формирование комплекса мер и средств для привлечения к ответственности субъектов, нарушающих предписания законодательства и выходящих за пределы своих полномочий.

Особое внимание следует уделить порядку обращения взыскания на служащих, действия/бездействия, решения которых нанесли ущерб декларантам, перевозчикам, представителям и прочим заинтересованным лицам. При вменении компенсаций необходимо в первую очередь установить признаки неправомерности.

Если они отсутствуют, ущерб взысканию не подлежит.

Источник: http://fjord12.ru/article/264199/tamojennyiy-kontrol-tovarov-posle-vyipuska-organizatsiya-osuschestvlenie-poryadok-provedeniya-tseli-zadachi-osobennosti-formyi-razvitie-problemyi

Таможенный контроль после выпуска товаров

Таможня государств – членов Таможенного союза как субъекты таможенных правоотношений имеют правовой статус контролирующих субъектов[22]22
  Сидоров В. Н., Сидорова Е. В. Таможенное право – комплексная отрасль права // Вестник Российского нового университета. – 2015. – № 7. – С. 45–49; Сидоров В. Н.

Создание госкорпорации в атомной отрасли – дань моде или необходимость? // Некоммерческие организации в РФ. – 2007. – № 6. – С. 9; Сидоров В. Н. Правосубъектность некоммерческих организаций: монография. – М., 2007; Сидоров В. Н. Правосубъектность некоммерческих организаций: дис. … канд. юрид. наук. – М., 2008; Сидоров В. Н.

Правосубъектность некоммерческих организаций: автореф. … дис. канд. юрид. наук. – М., 2008.

[Закрыть]

. Таможня – это система государственных органов исполнительной власти, направленная на регулирование таможенных правоотношений.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей структуре органов государственной власти РФ, устанавливается конституционными нормами, нормами национального таможенного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, в том числе системой и порядком их образования, компетенцией (совокупностью прав и обязанностей), а также взаимоотношениями с другими органами исполнительной и законодательной власти РФ. Таможня обеспечивает непосредственное решение вопросов в области таможенного регулирования и единообразие применения таможенного законодательства на территории государства – члена Таможенного союза.

Важная отличительная черта таможенных органов состоит в том, что они призваны осуществлять также правоохранительную деятельность. В качестве правоохранительных органов таможни защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность государств – членов Таможенного союза, права и законные интересы физических и юридических лиц.

Во-первых, следует отметить, что таможни осуществляют контроль за перемещением товаров[23]23
  Сидорова Е. В. Правовое регулирование ограничения рекламы пищевых продуктов и не алкогольных напитков в Мексике // Международное публичное и частное право. – 2016. – № 5. – С. 40–44, Сидорова Е. В. Исследование тенденций развития базовых и комплексных отраслей права и законодательства на 2016 год // Современное право. – 2016. – № 8. – С. 5–9.

[Закрыть]

. И, несмотря на то, что контроль за перемещением финансовых средств не входит в компетенцию таможенных органов и не является их вопросом, тем не менее, таможенные органы целенаправленно взимают таможенные платежи, составляющие существенную часть бюджета страны, особое внимание таможенные органы уделяют определению достоверной и обоснованной таможенной стоимости. Сверх того, таможни являются агентами валютного контроля и в силу этого несут определенные законом обязанности по контролю за перемещением валютных ценностей[24]24
  Сидоров В. Н. История возникновения и развития валютных отношений // Валютное право: учебник / под ред. проф. Ю. А. Крохиной. С. 14–20; Поленина С. В., Сидорова Е. В. Еще раз о социальном праве (социально-юридическая тетрадью (СюрТе) // Актуальные проблемы социальной направленности цивилистики и смежных областей юриспруденции: сб. науч. тр. / под ред. Н. Н. Тарусиной. Ярославль, 2011; Сидоров В. Н. Указание на «предмет деятельности» в учредительных документах некоммерческой организации // Юридические науки. – 2006. – № 4. – С. 108–109; Сидоров В. Н., Сидорова Е. В. Таможенное право – комплексная отрасль права // Вестник Российского нового университета. – 2015. – № 7. – С. 45–49.

[Закрыть]

.

Исходя из этого, таможня где-то прямо, а где-то опосредованно включена в процесс государственного контроля за ценами, а где-то оказывает на ценообразование прямое воздействие.

Необходимо иметь в виду, что возможности таможенных органов весьма ограничены, поскольку они наделены скорее правоприменительными функциями и являются в большей степени инструментом финансовой политики.

Наиболее существенные вопросы регулирования финансовых отношений отнесены к компетенции Правительства РФ.

Помимо этого, большая часть существенных проблем в настоящее время передана в ведение Евразийской экономической комиссии, которая устанавливает единые правила для Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, Киргизской Республики и Российской Федерации.

Основной признак недостоверности представленной декларантом в таможенные органы таможенной стоимости, который может выявить таможня, – более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные или однородные товары, выявленные, в том числе, с использованием СУР.

В ТК ТС также указывается на то, что решение о проведении дополнительной проверки должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо сведения должным образом не были подтверждены (ст.

69 ТК ТС)[25]25  Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[Закрыть]

.

Основным вопросом, стоящим перед должностным лицом таможенного органа, является корректное вынесение решения о проведении дополнительной проверки, а именно запроса дополнительных документов, сведений и пояснений, необходимых для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров[26]26
  Тересита Р.У.Б., Сидорова Е. В.

О мере разумности в конституционном праве // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. – № 8. – С. 59–63; Тересита Р.У.Б., Сидорова Е. В. Разумность в праве стран Латинской Америки и РФ // Юриспруденция: современный взгляд на анализ актуальных проблем: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч. – практ. конф. – Астрахань, 2016. – С. 12–19.

[Закрыть]

.

Несмотря на то что Приложение № 3 к «Порядку контроля таможенной стоимости товаров» содержит примерные документы, которые возможны дополнительно запрошены, в п.

14 этого Порядка установлено, что конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, а также с учетом условий и обстоятельств рассматриваемой сделки, физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров[27]27
  Агапова А.В. Проблемные вопросы контроля таможенной стоимости ввозимых товаров на современном этапе // Право и экономика – 2012. – № 5 – С. 23—27

[Закрыть]

.

Так, запрос каждого из документов (прайс-листов, упаковочных листов, бухгалтерских документов, экспортной таможенной декларации и др.) необходимо обосновать[28]28
  Тересита Р.У.Б., Сидорова Е. В.

Разумность в праве стран Латинской Америки // Народ и власть: взаимодействие в истории и современности: научный ежегодник факультета права Нижегородского филиала Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» / отв. ред. И.В. Михеева. – Вып. 3.

—Нижний Новгород: НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, 2016. – С. 60–68.

[Закрыть]

. Такой запрос документов и сведений не должен быть формальным, единым для всех, поскольку является частью дополнительной проверки, а необходимость представления документов, изложенных в нем, можно оспорить в суде. В связи с этим составление аргументированного (с учетом обстоятельств сделки) запроса является необходимым условием того, чтобы само решение о проведении дополнительной проверки считалось обоснованным.

Итак, необходимо не просто обнаружить признак «низкая цена сделки», но и проанализировать комплект документов к декларации на товары, выявив расхождения в них, а также объяснить, в какой части необходимо доказать достоверность, документальную подтвержденность представленных документов и сведений или правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров.

2.1. Анализ механизма таможенного контроля после выпуска товаров

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза существенно расширились полномочия таможенных органов в области осуществления таможенного контроля после выпуска товаров («постаудита») и появилась новая форма его реализации – таможенная проверка, пришедшая на смену таможенной ревизии.

Таможенный контроль после выпуска товаров позволяет минимизировать расходы участников внешнеэкономической деятельности, сократить время таможенного декларирования и дает право таможенным органам осуществлять проверочные мероприятия в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем[29]29
  Шашкина А. Н.

Административно-правовое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в государствах – членах Таможенного союза ЕврАзЭС // Вестник Российской таможенной академии. – 2014. – № 4. – С. 134.

[Закрыть]

. Выявляя правонарушения в рамках последующего контроля и обеспечивая привлечение к административной ответственности за них, таможня предупреждает совершение современных деликтов как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Итак, таможенный контроль после выпуска товаров как составная часть таможенного регулирования (ст. 1 Таможенного кодекса Таможенного союза) имеет три уровня нормативных источников[30]30
  Сидоров В. Н. Нормы «soft law» как источник таможенного права Таможенного союза // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2012. – № 4. – С. 161–165; Сидоров В. Н.

О совершенствовании Гражданского кодекса РФ: изменения статуса некоммерческих организаций как юридических лиц // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2009. – № 71. – С. 11–23; Сидоров В. Н. Таможенное право: учебное пособие. – М., 2007; Сидоров В. Н. Основные векторы трансформации российского законодательства о некоммерческих организациях // Безопасность бизнеса. – 2010. – № 4. – С. 3–8; Сидоров В. Н.

Право как феномен культуры: автореф. … дис. канд. философ. наук. – М., 1991.

[Закрыть]

.

– международный (Иностранная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Таможенный кодекс Таможенного союза);

– региональных интеграционных объединений (решения Евразийского межправительственного экономического совета, Евразийской экономической комиссии);

– национальный (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы ФТС РФ и Минфина РФ).

В качестве отдельного источника необходимо выделить нормы рекомендательного характера, используемые в рамках правового обычая, основывающегося на руководящих принципах Всемирной таможенной организации.

Анализ международной группы источников необходимо начать с Киотской конвенции (далее – Конвенция), в которой заложены основные принципы деятельности таможенных служб государств, ратифицировавших данный правовой акт. Во-первых, в главе 2 Генерального приложения к Конвенции содержится определение E3./F4.

«контроль на основе методов аудита» и означает меры, позволяющие таможенной службе убедиться в правильности заполнения декларации и достоверности данных в них сведений путем проверки имеющихся у заинтересованных лиц соответствующих книг учета, счетов, документооборота и коммерческой информации[31]31

Источник: http://iknigi.net/avtor-eduard-mihalskiy/132243-tamozhennyy-kontrol-posle-vypuska-tovarov-eduard-mihalskiy/read/page-2.html

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: