Что такое fob условия поставки

Содержание

Условия поставки FOB Инкотермс 2010

Что такое fob условия поставки

  • Что означает поставка FOB, как расшифровывается?
  • Распределение рисков и ответственности по условию FOB
  • Обязанности по базисным условиям поставки FOB (ФОБ)
  • Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности
  • Пример термина FOB в договоре поставки
  • Отличия условий поставок FOB и CIF
  • Актуальность использования базиса FOB в 2018 году
  • Что означает поставка FOB, как расшифровывается?

    Условия поставки FOB Инкотермс 2010 — расшифровка «Free On Board» named port of shipment переводится «Свободно на борту» указанный порт отгрузки означает, что продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна (на борт судна) в указанном порту отгрузки.
    Термин FOB может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

    Распределение рисков и ответственности по условию FOB

    Риск утраты или повреждения товара по условию FOB переходит от продавца, когда товар находится полностью на борту судна, с этого момента покупатель несет все расходы. Основная ответственность продавца – в транспортировке груза в указанный порт и погрузкой его на зафрахтованное покупателем судно.

    Обязанности по базисным условиям поставки FOB (ФОБ)

    Базис поставки FOB Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов в стране отправления, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе.

    Покупатель обязан оплатить фрахт судна, разгрузить в порту прибытия, выполнить импортное таможенное оформление с оплатой импортных таможенных пошлин и сборов, и доставить товар до места назначения.

    Условия поставки FOB актуальны для грузов, перевозимых навалом или в таре. При размещении товара в контейнере типичным для продавца является передача товара перевозчику на терминале, а не путем размещения на борту судна, в таких случаях следует использовать термин FCA.

    Цена FOB, условия оплаты и переход права собственности

    Цена FOB (FOB price) означает, что контрактная (инвойсовая или таможенная) цена за товар включает в себя сумму стоимости самого товара, экспортного таможенного оформления этого товара с оплатой экспортных пошлин и иных сборов, а также стоимости доставки в порт отгрузки и загрузки груза на борт судна без стоимости перевозки (фрахта) в порт назначения.

    Условия поставки FOB Инкотермс не указывают цену за товар и способ оплаты, не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Цена и переход права собственности должны быть определены в условиях договора купли-продажи. Торговый термин FOB указывает, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и таможенного оформления действия, когда и где продавец передает товар покупателю, а также какие расходы несет каждая из сторон.

    Пример термина FOB в договоре поставки

    Общая стоимость Товара, поставляемого по настоящему договору, составляет 100 000 долларов США на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.По настоящему договору Продавец производит отгрузку Товара на условиях поставки FOB морской порт Гуанчжоу (Китай) Инкотермс 2010.

    Право собственности на поставляемый Товар переходит от Продавца к Покупателю после подписания акта приема-передачи представителями сторон.

    Отличия условий поставок FOB и CIF

    Разница между условиями поставки FOB и CIF — в обязанности перевозки товара на судне до порта назначения и страхования.
    Простыми словами по условиям поставки FOB: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится в порт отгрузки и загружается на борт судна зафрахтованного покупателем.

    По базису поставки CIF: товар, за счет продавца, прошедший экспортное таможенное оформление, перевозится до порта назначения, а также должен быть застрахован в пользу покупателя против риска потери и повреждения товара во время перевозки до порта разгрузки.

    Отличия условия поставки FOB от других терминов представлены в таблице отличий Инкотермс 2010.

    Актуальность использования базиса FOB в 2018 году

    На сегодняшний день условия поставки FOB Инкотермс действуют в редакции 2010 года, которые являются самым последним изданием правил и актуальны в 2017 и 2018 году.

    Источник: http://anvay.ru/incoterms-fob

    Термин Инкотермс FOB: когда выгодно погрузить товар на корабль заказчика

    статьи:

    Перейти на список всех условий Инкотермс

    Международная торговля основывается на терминах Инкотермс. До 1 января 2011 г. действовали правила 2000 года. С указанного периода при ведении внешнеэкономической деятельности необходимо руководствоваться терминами 2010 года. Они актуальны и для 2017, и для 2018 годов.

    Всего есть 11 терминов, на основе которых составляется внешнеторговый контракт. Разделены они на 4 группы. К группе F, регулирующей правоотношения между контрагентами при неоплате основной перевозки, относится один из терминов – FOB. Его мы и раскроем в этой статье.

    Термин FOB используется только для перевозок морским или речным водным транспортным средством.

    Термин FOB расшифровывается дословно как «Free On Board», что в переводе означает дословно «Свободно на борту».  Если выразить простыми словами, продавец может считать выполнившим свои обязательства после того, как товар перешел поручни судна и оказался на корабле. С этого момента расходы по надежному размещению груза на борту, его разгрузке по прибытии в порт назначения, дальнейшей транспортировке до склада или магазина несет покупатель.

    Важно наиболее точно указать место поставки, например, FOB Астраханский порт, г. Астрахань, Российская Федерация.

    Согласно Инкотермс 2010, экспортер должен подготовить товар для экспорта, получить на него все необходимые документы и выполнить доставку на борт судна.

    После этого в соответствии с условиями доставки права и риски за груз переходят импортеру, в том числе и получение разрешения на ввоз, уплата таможенных пошлин в стране прибытия.

    Базисные условия распространяются и для внутренних перевозок, например, когда нужно доставить товар из Москвы в Самару речным транспортом.

    Хотя оба термина входят в группу F, когда основная перевозка не оплачивается продавцом, FOB отличается от FCA, прежде всего, тем, что в первом случае правило применимо только при перевозке морским или внутренним водным транспортом. Контракт на условиях FCA по Incoterms заключается и для других видов транспорта: наземных и воздушных.

    Второе основное отличие – в переходе рисков. Если при поставке на основе FOB только после загрузки на судно с продавца снимается ответственность за груз, то в случае ведения внешнеэкономической деятельности на условиях FCA это происходит уже при передаче товара со склада экспортера.

    Отличие FOB от EXW

    EXW, как и FCA, применяется при транспортировке любым видом транспорта. Но даже не в этом заключается основная разница между FOB от EXW. EXW можно выразить понятным русским словом «самовывоз». Термин применяется и для внутренней, и для международной торговли.

    Перед продавцом возникают минимальные обязательства. Покупатель должен найти транспорт, грузчиков/погрузчик, приехать на склад экспортера и самостоятельно выполнить погрузку товара.

    Оформление таможенной документации (для ввоза и вывоза), уплата пошлины – все это забота покупателя.

    В этом отношении поставка продукции по условиям договора, основанного на FOB, примерно равномерно и справедливо распределяет обязанности импортера и экспортера.

    Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
    Ответьте всего на 3 вопроса.

    Так как FOB предполагает поставку на борт судна, то целесообразно использовать этот термин в следующих случаях:

    • Продавец имеет возможность с минимальным риском и затратами выполнить транспортировку товара и его загрузку на судно. Например, выгодно реализовывать продукцию таким образом организациям, расположенным в непосредственной близости к портовым городам или наладившим эффективную логистику до порта.
    • Товар реализуется насыпью, в мешках и в другой упаковке, не требующей его заключения в контейнер, т.к. удобнее, чтобы в последней ситуации ответственность и риски за продукцию переводились на покупателя уже в момент загрузки контейнера для доставки в порт.
    • Покупатель арендует целое судно либо заказывает чартерный рейс. При больших объемах внешнеторгового оборота выгодно осуществлять поставку на условиях FOB.

    Так, например, на юге России крупные аграрные предприятия на условиях FOB экспортируют зерновые, крупы в мешках или насыпью. В объявлениях о реализации товаров такие предприятия часто указывают местом погрузки на борт судна порты Новороссийска и Астрахани.

    Читайте также  Поставка ddp это

    На условиях FOB экспортируется регулярно из России за рубеж уголь, древесина, металлолом и другая продукция.

    Важно в договоре обозначить сроки загрузки на судно и ответственность сторон при неисполнении обязательств. Так, поставщик несет убытки, если покупатель своевременно не обеспечил транспорт, а груз уже прибыл в порт. Нужно платить за его хранение. Бывает и обратная ситуация: судно в условленном месте, а груз не прибыл. Если не обозначить в договоре этот момент – покупателю придется нести лишние расходы.

    Сверхнормативное хранение груза в порту – укажите ответственность покупателя в договоре. Именно он должен фрахтовать судно и вовремя подать его.

    Продавец тоже заинтересован в скорейшей загрузке и отправке экспорта до места назначения. В противном случае, пока товар не перейдет границу и не будет документов, подтверждающих экспорт, нельзя рассчитывать на возмещение НДС.

    Обязанности и риски сторон

    Как уже отметили выше, обязанности при поставках товара на условиях FOB распределяются примерно равномерно, и продавец, и покупатель занимают одинаковые позиции.

    Обязанности и риски продавца

    К общим обязательствам продавца относится представление товара и сопроводительной документации на него:

    • Коносамента;
    • Коммерческого счета-инвойса;
    • Лицензии и сертификатов на груз при необходимости.

    Получение экспортной лицензии, свидетельства о качестве – прерогатива продавца. Расходы в этом направлении также несет он.

    Также к обязанностям и рискам продавца относится поставка груза в порт и его погрузка на судно. До этого момента на нем лежит ответственность за целостность и сохранность груза.

    Что касается расходов, то продавец:

    • Уплачивает экспортную госпошлину и сборы;
    • Несет расходы по упаковке продукции, его инспектированию, маркировке;
    • Транспортирует груз до порта.

    По прибытии на место назначения продавец извещает об этом покупателя. Форму и способ этой операции также следует прописать в договоре.

    обязанность – обеспечить покупателя товаром надлежащего качества и своевременно доставить его в порт отплытия.

    К основной обязанности покупателя относится оплата за товар в полном объеме, согласно договору купли-продажи. Помимо этого, ему необходимо:

    • Получить импортную лицензию, сертификат и пр. при необходимости;
    • Уплатить госпошлину, налоги сборы, предусмотренные страной, куда ввозится груз;
    • Вовремя фрахтовать судно;
    • Своевременно принять поставку товара на борт;
    • Обеспечить размещение груза в трюме корабля или в ином месте, предназначенном для транспортировки;
    • Страхование при FOB – зона ответственности покупателя, если он считает, что это нужно.

    Покупатель полностью отвечает за товар не только тогда, когда выполнена его загрузка на судно, но и в некоторых других случаях:

    • По прибытии груза в порт, если покупатель не сообщил продавцу, на какое судно предстоит погрузка;
    • Зафрахтованный им корабль не прибыл в пункт погрузки вовремя, в указанный в договоре день или период. По истечении срока продавец снимает с себя риски и обязательства за товар;
    • Прекращен прием груза раньше времени, указанного в контракте.

    Своевременность погрузки зависит от прибытия судна в порт в условленное время. Выбирайте надежного морского перевозчика!

    Переход рисков и переход права собственности по правилам Инкотермс и Гражданскому кодексу РФ – это не равнозначные понятия.

    Согласно первому нормативному акту, риски переходят от продавца к покупателю с момента поставки товара на судно или по истечении времени, когда должен был прибыть корабль в порт, например.

    ГК РФ трактует это положение по-иному: право собственности у покупателя возникает тогда, когда ему передается товар по контракту. На практике положение значит, что если приобретатель несвоевременно зафрахтовал корабль и в связи с этим продавец не смог выполнить погрузку, то у покупателя не возникает право собственности на товар.

    Договор поставки на условиях FOB

    Образец контракта в формате Word представлен на этой странице. Документ можно скачать для распечатки или редактирования согласно особенностям вашей поставки. Примерная форма договора сэкономит время при составлении внешнеторгового контракта.

    Пожалуйста, помогите сделать эту статью лучше.
    Ответьте всего на 3 вопроса.

    При расчете окончательной стоимости товара рекомендуется учитывать, как складывается цена при поставке на условиях FOB, например, когда нужно перевезти груз из Китая в Россию. Итак, составные суммы следующее:

    • Закупочная цена товара;
    • Упаковка, маркировка;
    • Получение лицензий и разрешений;
    • Госпошлина и другие таможенные сборы, налоги (импортные и экспортные);
    • Расходы на транспортировку в порт отправления;
    • Фрахт судна;
    • Загрузка и размещение товара на корабле;
    • Разгрузка в порту прибытия;
    • Оплата перевозчику при транспортировке до склада или магазина.

    При импорте могут возникнуть и другие расходы. Поэтому нужно внимательно просчитать бюджет, чтобы, в конечном счете, поставка на условиях FOB была выгодна и прибыльна и для продавца, и для покупателя.

    Источник: http://cc-customs.ru/stati/usloviya-fob/

    FOB условия поставки по ИНКОТЕРМС 2010

    категория — «F»

    виды перевозок — внутренние водные и международные морские

    FOB (Free On Board) — дословный перевод «Свободно на борту», или «Франко борт»

    В международной практике ВЭД одной из основных проблем является неоднозначная, нередко противоположная интерпретация различных торговых терминов сторонами внешнеэкономического договора.

    Чаще всего это обусловлено различиями в законодательной базе государств и нередко вызывает споры, разногласия, судебные разбирательства и финансовые расходы, которые несут обе или одна из сторон. Чтобы разрешить эту проблему, Международная торговая палата издала стандартизированные термины и понятия – базисные условия поставки, или Инкотермс.

    С их помощью все участники внешнеэкономической деятельности могут значительно упростить себе задачу по формулировке своих прав и обязательств, а также выбор транспортных условий.

    Одним из популярных и часто встречающихся в договорах терминов Инкотермс является FOB. Наряду с CIF, условия поставки FOB по всем правилам указываются исключительно для морского и речного транспорта, т.е. когда груз переходит от продавца к покупателю на борту судна.

    Понятие FOB расшифровывается как «free on board» («свободно на борту»). Краткое описание этого термина заключается в том, что отправитель груза несет ответственность за него до того момента, как он будет перевален за борт в порту отправления.

    В момент пересечения им борта судна ответственность за груз переходит к покупателю.

    Под ответственностью подразумеваются все расходы по перевозке, декларированию и возмещению ущерба при порче или уничтожении товара. Базис поставки FOB прописывает конкретные права и обязанности экспортера и импортера в ходе выполнения договора поставки.

    Обязанности экспортера

    1. Произвести погрузку груза на борт судна, указанного второй стороной коммерческого договора в обозначенном ей заранее порту.
    2. Обеспечить все условия для прохождения экспортной таможенной очистки груза.
    3. Взять на себя все расходы по таможенному декларированию – оплатить пошлины, налоги и другие сборы.
    4. Выполнить все экспортные формальности: получить лицензии, разрешения, сертификаты и прочие документы, разрешающие экспорт товара.

    5. Предоставить второй стороне договора пакет документов, сопровождающих договор: счет-фактуру (инвойс), спецификации, коносамент или прочие документальные подтверждения факта отгрузки товара на судно.
    6. Известить получателя заранее согласованным способом о фактической погрузке товара.
    7. Обеспечить соответствие условиям контракта количества товара, его качества, а также упаковку и маркировку для идентификации груза в порту.

    8. Предоставить по просьбе импортера всю информацию о товаре, нужную для получения груза в стране импорта (оплачивает получатель).

    Обязанности покупателя

    1. Произвести оплату товара согласно с коммерческим договором.
    2. Выполнить все импортные таможенные формальности.
    3. Оформить договор на перевозку груза.
    4. Сообщить второй стороне договора название судна, дату его прибытия в порт или временной промежуток, в который должна быть произведена погрузка груза.

    5. Принять у экспортера или его агента документы о фактической отгрузке товара.
    6. Взять на себя расходы поставщика, связанные с поиском и предоставлением информации о товаре для ввоза в страну импорта / транзита.

    Итак, торговый термин FOB в наиболее упрощенной расшифровке обозначает, что ответственность за товар до момента его перевалки на борт лежит на экспортере, тогда как импортер начинает отвечать за груз в момент его перехода через линию борта.

    Главным различием между популярными морскими торговыми терминами CIF и FOB является финансовая нагрузка за транспортные расходы: если при CIF за доставку груза платит продавец, то условия поставки FOB предполагают оплату доставки покупателем.

    Как и другие базисные термины поставки, условия FOB в договоре прописываются с указанием порта погрузки товара при экспорте, например: «FOB Shanghai (Инкотермс 2010)» в любой части договора (единой формы договора для внешнеэкономических контрактов не существует, поэтому используются приемлемые для обеих сторон формы договора).

    Проблемы при использовании базисного термина FOB

    Основной проблемой использования термина FOB при экспорте является его уместность. Существует ряд случаев, когда вместо FOB целесообразнее выбрать другой морской термин.

    Например, при контейнерных или паромных грузоперевозках, где груз прибывает к месту накопления судовой партии на причале порта, ответственность за него де-факто переходит от продавца к перевозчику.

    Груз некоторое время находится на стадии ожидания отправки, и если в этот момент с ним что-либо случится, то согласно договору ответственность за ущерб все равно несет продавец. Последний не имеет права предъявить претензию за порчу товара перевозчику, т.к. он не является стороной договора доставки груза импортеру.

    В то же время страховка груза, которую оформляет импортер, действует с момента перевалки груза через борт судна, а за потерю или порчу груза до этого момента страховая компания не обязана нести ответственность. Следовательно, применение термина FOB в этом случае будет неуместным, лучше будет использовать торговый термин FCA, в котором фигурирует основной перевозчик, а экспортные пошлины оплачиваются продавцом.

    Читайте также  Условия поставки дап что значит

    Когда уместно использовать торговый термин FOB?

    Есть также ряд случаев, где использование «франко борт» является уместным. Например, для покупателя термин FOB при импорте можно будет использовать при отправке сыпучих товаров, например, зерна, железной руды, угля и других массовых насыпных грузов, которые попадают на борт конвейерным способом.

    Дело в том, что такой способ погрузки товара предполагает, что в трюме судна образуется конусообразная насыпь, которая смещает центр тяжести судна. Из-за этого отправка будет невозможна технически. Поэтому для поставки насыпных грузов в документах указывается торговый термин FOB, к которому приписывается уточнение «stowed & trimmed», т.е. «укладка и разравнивание».

    Последняя почти всегда осуществляется вручную силами экипажа или докеров, и во избежание разногласий желательно уточнить, кто будет ее оплачивать.

    Следует помнить, что не во всех странах термин FOB Инкотермс 2010 предусматривает оплату услуг погрузки продавцом. Например, в портах США, Японии, Ирана, а также в Новороссийском порту и порту Оля (Астраханская область, Россия) услуги погрузки товара и другие манипуляции с грузом на борту прописываются отдельно, и часто становятся причиной споров между сторонами договора. Поэтому использование термина FOB с укладкой и разравниванием будет уместным.

    Источник: http://ru.icterms.com/fob/

    Какие бывают варианты транспортных условий контрактов при международной торговле

    В международной торговле при заключении контрактов, как правило, четко указывается, на ком лежат те или иные расходы и, соответственно, какой будет цена товара. Таким образом, контрактная цена – это цена, зафиксированная в документе купли-продажи (контракте). Само же распределение обязанностей сторон по страхованию и оплате транспортных расходов, определение моментов перехода рисков и прав собственности от продавца к покупателю носит название базиса поставки.

    Базисные условия поставки CIF и FOB: разница в обязанностях сторон

    Что такое – fob условия поставки или cif условия поставки? Казалось бы, пропиши четко в контракте, кто, за что и до какого момента отвечает – и никаких проблем. Ан нет! Главной проблемой является совершенно разная, иногда даже противоположная интерпретация некоторых торговых терминов законодательством отдельных стран. Отсюда – недоразумения, разногласия, споры, потеря времени и денег и судебные разбирательства.

    Для того чтобы термины и условия трактовались одинаково и проблемы однозначной интерпретации возникали как можно реже, Международная торговая палата (International Chamber of Commerce — The World Business Organization http://www.iccwbo.

    org) разработала и опубликовала единые стандартизированные правила – Инкотермс (международные коммерческие термины), называемые также базисными (основными) условиями поставки – Basis terms of delivery.

    Они позволяют максимально упросить формулировки при заключении договора купли-продажи, четко обозначить обязательства, которые принимают на себя стороны, и значительно облегчают выбор транспортных условий.
    Если у вас дорогой груз или его надо доставить в несколько таможен то в России самый простой и наименее затратный вариант – это нанять таможенного перевозчика.

    Целью Инкотермс является четкое регулирование следующих вопросов:

    • Кто из сторон отвечает за предоставление транспортных средств для отправки товара.
    • На ком из сторон лежат расходы по таможенной очистке, сертификации и лицензировании ввозимого/вывозимого товара.
    • Точное место, а иногда даже положение товара, в котором заканчиваются транспортные расходы продавца и начинаются – покупателя.
    • Точка перехода рисков повреждения или утраты груза от продавца к покупателю.
    • Момент времени, до которого продавец должен выполнить свои обязанности и передать товар покупателю (или транспортной компании). Другими словами – сроки поставки.

    В новой редакции Инкотермс обязанности сторон сгруппированы в 13 разделов. Ниже мы кратко охарактеризуем каждый из разделов, а сейчас давайте рассмотрим эти обязанности на примере двух наиболее популярных условий – FOB и CIF.
    Для нас эти условия близки еще и тем, что относятся исключительно к морским грузоперевозкам.

    FOB условия поставки

    Заключая контракт на условиях FOB, продавец обязан организовать и оплатить доставку груза в порт отгрузки и его погрузку на выбранное покупателем судно. При экспортной поставке он же проводит таможенную очистку товара. Риски, связанные с порчей или гибелью товара, переходят на покупателя в тот момент, когда груз пересекает борт судна в порту погрузки.

    Условия FOB STOWED (FOB с размещением) и FOB STOWED AND TRIMMED (FOB с размещением и утруской) используются в договорах купли-продажи для уточнения обязанности продавца по укладке и правильному распределению в трюме товара, погруженного на судно. Второй вариант используется исключительно для сыпучих грузов.

    При добавлении подобных терминов в договор купли-продажи необходимо уточнить, кто несет расходы по этим дополнительным обязанностям, и в какой момент риски переходят на покупателя, чтобы четко определить цену на условиях FOB.

    CIF условия поставки

    Согласно термину CIF условия поставки налагают на продавца ответственность за доставку груза в порт назначения, его страховку, экспортную таможенную очистку, погрузку на выбранное продавцом судно и фрахт этого судна. Несмотря на то, что продавец оплачивает все вышеперечисленное, его обязанности по поставке считаются выполненными уже после погрузки товара на судно в порту отправления. Соответственно, там же происходит и передача рисков.

    Таким образом, основной разницей между условиями поставкиCIF и FOB является транспортная составляющая: кто выбирает перевозчика и оплачивает транспортные расходы – продавец или покупатель. Соответственно, от транспортной составляющей зависит разница цены CIF и FOB.

    Если не вдаваться в детали CIF – за транспорт платит продавец, если FOB – за транспорт платит покупатель. Разница между ценой CIF и ценой FOB равна стоимости доставки в порт назначения.

    Транспортные условия и коммерческие риски

    Следует заметить, что Инкотермс регулирует отношения сторон исключительно в рамках договора купли-продажи. Поэтому договор перевозки стоит заключать отдельно, и уже в нем оговаривать все интересующие Вас транспортные условия. При морских перевозках в этом разделе договора купли-продажи оговариваются:

    • порт погрузки и выгрузки товара;
    • точка передачи или перевалки груза;
    • вид чартера или коносамента;
    • порядок информирования сторон о прибытии судна в порт и его готовности к погрузочно-разгрузочным операциям;
    • порядок определения сталийного времени;
    • нормы погрузки и выгрузки;
    • условия и порядок выплаты штрафов (демерреджа и диспача) перевозчику.

    Инкотермс также не оговаривает, кто принимает на себя коммерческие риски по возможным морским надбавкам. Например, BAF (топливная надбавка), ERS (непредвиденные транспортные расходы) или CAF (валютная надбавка). К коммерческим рискам также можно отнести внезапные повышения портовых или страховых ставок, рост заработной платы или тарифов перевозчиков. К сожалению, таких «подводных камней» скрыто в Инкотермс немало.

    Все эти риски можно дополнительно перестраховать. Правда, в этом случае вырастут расходы на страхование.

    Распределение расходов и рисков между перевозчиком и владельцем груза

    Один из самых больших рисков для заключающих договор сторон заключается в выборе условий поставки. Конкретно – кто, когда и сколько будет платить за перевозку.

    Тут следует напомнить, что контракты чаще всего заключаются задолго до отправки груза. И на момент отгрузки цена транспортировки может существенно отличаться от той, которая указана в договоре. Сам перевозчик тоже рискует, оговаривая стоимость своих услуг задолго до начала перевозки.

    В идеале сумма фрахта причитающегося перевозчику, должна покрывать все будущие расходы (горючее, зарплата экипажу, погрузочно-разгрузочные работы, ремонт и содержание судна, портовые пошлины) и риски перевозчика. Однако в условиях конкуренции перевозчику приходится указывать заведомо более низкую цену. Таким образом, сумма фрахта может и не возместить судовладельцу всех издержек.

    Термины Инкотермс (Incoterms) и их особенности

    Incoterms или Инкотермс (International commerce terms) — международные правила, для однозначного толкования терминов в области внешней торговли, прежде всего, относительно места перехода ответственности от продавца к покупателю (франко место).

    Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договоров международной купли-продажи.
    Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой, первая редакция известна как «Инкотермс-1936».

    Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах.

    EXW (от английского EX Works) + название завода/шахты/склада. Продавец предоставляет покупателю товар прямо на своей территории. Ни за погрузку, ни за таможенную очистку товара продавец ответственности не несет. Естественно, при таких условиях цена товара является минимальной.

    Важно! Договор на условиях EXW может быть дополнен отдельным соглашением, возлагающим на продавца обязательства, связанные с загрузкой товара на транспортное средство и его отправкой до указанного покупателем места назначения.

    Если же покупателю требуется, чтобы продавец провел еще и экспортную таможенную очистку груза, проще воспользоваться условием FCA.

    FCA (от английского Free Carrier) + название места отгрузки. Продавец обязан доставить товар к обозначенному покупателем перевозчику и организовать таможенную очистку груза.

    За погрузку и разгрузку товара продавец несет ответственность, только если это происходит на его территории.
    Важно! Перевозчиком при этом условии будет считаться не только полноценная транспортная компания, но и любой экспедитор. Т.е.

    «перевозчик» — это тот, кому продавец передал груз по согласованию с покупателем, даже если саму перевозку такой «перевозчик» осуществлять не будет.

    FAS (от английского Free Alongside Ship) + название порта отгрузки. Продавец обязан доставить товар в порт отгрузки и разместить его возле борта указанного покупателем судна или портовой транспортной баржи. Таможенная очистка также входит в обязанности продавца (если в договоре не указано иначе).
    Важно! Данное условие используется только для морских перевозок.

    FOB (от английского Free On Board) + название порта отгрузки. Помимо доставки товара в порт и организации его таможенной очистки, в обязанности продавца входит его погрузка на указанное покупателем судно.

    Читайте также  Поставка cif это

    Важно! Ключевой пункт этого условия («вдоль борта») закрепляет переход рисков с продавца на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна.

    Поскольку такой способ погрузки совершенно неприменим для некоторых типов грузов и судов (к примеру, для Ro-Ro), в этих случаях следует использовать условие FAS или FCA.

    CFR (от английского Cost and Freight) + название порта назначения. Продавец организует доставку товара в порт отгрузки, его таможенную очистку и погрузку на указанное покупателем судно, а также оплачивает морской фрахт.
    Важно! Условие используется только при морских перевозках. Несмотря на то, что расходы по доставке груза в порт назначения несет продавец, риски переходят на покупателя в момент пересечения грузом поручней судна в порту отгрузки.

    CIF (от английского Cost, Insurance and Freight) + название порта назначения. Помимо поставки груза на указанное покупателем судно и оплаты фрахта, продавец также несет расходы по таможенной очистке и страхованию поставляемого товара.
    Важно! Условия СИФ используются только при морских перевозках. Продавец страхует товар по минимальной ставке (110%). Увеличение покрытия страховки за счет продавца должно быть указано в договоре отдельно, либо покупатель должен самостоятельно оплатить его.

    CPT (от английского Carriage Paid) + название места назначения. Продавец отвечает за доставку груза перевозчику, таможенную очистку товара и его транспортировку до указанного покупателем места назначения.

    Важно! Риски гибели или порчи товара ложатся на покупателя в момент передачи груза продавцом перевозчику. Как и при условии FCA, «перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор.

    Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

    CIP (от английского Carriage and Insurance Paid) + название места назначения. Продавец оплачивает доставку груза указанному покупателем перевозчику, его таможенную очистку, страховку и перевозку до места назначения.
    Важно! Продавец страхует товар по минимальной ставке. «Перевозчиком» считается, в том числе, и экспедитор. Если подразумевается транспортировка груза несколькими перевозчиками, то переход рисков происходит при передаче груза первому из них.

    DAT (от английского Delievered ad Terminal) + название терминала. В обязанности продавца входит доставка товара на указанный покупателем терминал в стране прибытия. Все расходы, связанные с перевозкой, экспортно-импортной очисткой груза и прочими таможенными пошлинами на товар также ложатся на продавца.
    Важно! Данное условие применимо, в том числе, и для комбинированных перевозок. В понятие «терминал» входит любой терминал (авиа, авто, ж/д), а также причал, склад и т.п.

    DAР (от английского Delievered at Point) + название пункта назначения. Продавец должен доставить готовый к разгрузке с транспортного средства товар в указанное покупателем место назначения.
    Важно! Данное условие применимо, в том числе, к комбинированным перевозкам.

    DDP (от английского Delivery Duty Paid ) + название места назначения. Продавец обязан доставить растаможенный товар к месту, указанному покупателем. Продавец также несет все расходы, связанные с уплатой пошлин и прочих сборов в процессе доставки товара покупателю.
    Важно! Если НДС на таможне (в числе прочих сборов) уплачивает иностранный поставщик, российский покупатель-импортер не сможет принять этот таможенный НДС к вычету.

    Источник: http://www.VDNK.ru/site/ru/info-container/contract-transport-conditions

    Условия поставки FOB

    В последней редакции Инкотермс имеется 13 разделов, описывающих условия поставки. Без торговых терминов, которые определены в этом документе, трудно представить заключение сделок купли-продажи.

    В некоторых случаях использование таких условий является обязательным.

    На практике, данные условия пересматривают примерно один раз за десятки лет. Последняя редакция вышла в 2010 году.

    Этот термин в буквальном смысле расшифровывается как Free on Board. Ещё одним названием является: «Франко борт». Это один из терминов, которые определяются Инкотермс. Этот документ точно определяет общепринятые термины международной торговли, относящиеся к моменту перехода прав на поставку от продавца к покупателю. Они широко применяются в международной практике.

    Этот документ впервые был принят в 1936 году. С тех пор были приняты новые редакции документа, самая поздняя из которых датируется 2010 годом.

    Обычно, когда стороны договариваются об условиях поставок, указывается буквенный код, порт, где товар будет погружен на судно и иногда указывается, какая именно редакция Инкотермс применяется в данной сделке.

    Если для поставки приняты условия FOB, то это говорит о том, что продавец поставку полностью со своей стороны выполнил, как только в порту поставки товар пересёк борт судна.

    В частности, это значит, что после указанного момента все риски, имеющие отношение к полученному грузу, нести будет покупатель.

    Условия FOB применяются только в тех случаях, когда товарная партия поставляется морским транспортом.

    Условия и цена на базисе FOB

    Поставщик при данных условиях обязан погрузить партию на борт корабля за свой счёт. Проведение таможенной очистки при экспорте также входит в его обязанности.

    При указании условий недостаточно просто указать данную аббревиатуру. Дополнительно надо указать порт, в который нужно доставить его для погрузки. При этом в рассматриваемом случае речь может идти только о портовом терминале.

    После погрузки на борт, права на груз и вся ответственность за него будут у покупателя.

    Все дальнейшие расходы, согласно условиям заключенного контракта, лежат также на покупателе. В частности, это относится к проведению брокерской очистки, стоимости доставки груза в порт назначения.

    Продавец не только выполняет погрузку на борт, но и оплачивает заполнение контейнеров, в которых будут товары при погрузке на борт.

    Общие условия сделки

    В условиях Incoterms рассматриваются обязанности двух сторон: продавца и покупателя. У покупателя есть обязанность вовремя произвести оплату получаемого товара. При продаже необходимо предоставить товар с оформленными на него документами точно в срок, предусмотренный договором.

    Документальное оформление

    Если речь идёт о покупателе, то в его обязанности входит обеспечение таможенной импортной очистки партии. Он не только несёт связанные с этим расходы, но и принимает на себя возможные связанные с этим риски. Если имеются расходы, относящиеся к транспортировке через страны транзита, то они делаются также за его счёт.

    Продавец полностью самостоятельно отвечает за экспортное оформление груза и доставку к определённому сроку. Любые вопросы оформления, в том числе получение разрешительных документов также относятся к его компетенции.

    Оформление перевозки, страхования

    Покупатель получает все права сразу после погрузки. Оплата транспортировки, страховки дальнейших рисков при доставке груза лежат с указанного момента на нём.

    Другая сторона в этот период рисков не несёт и дополнительно на этом этапе ничего не оплачивает.

    Выдача извещений

    Получатель товара обязан заблаговременно известить продавца о том, на какое именно судно он хотел бы загрузить получаемый товар и какая дата для этого предусмотрена.

    Если это будет сделано, продавец будет знать срок, когда требуется доставить его в порт и к какой дате нужно будет закончить проведение оформления.

    Отправитель обязан уведомить покупателя о точной дате и месте, где на борт корабля будет отгружен товар.

    Продавец передаёт, а покупатель принимает коносамент, который потребуется для выгрузки товара в порту очистки и последующей таможенной очистки.

    Обязанности по принятию или передаче товара

    В порту покупатель должен произвести принятие груза. На практике всё в этот момент сводится к получению соответствующих подписей на документах. Здесь важно получение коносамента — документа, который позволит принять товар в порту выгрузки.

    На другой стороне лежит обязанность транспортировки товарной партии в порт и передача её стороне покупателя к определённому сроку.

    Формирование цены

    Продавец оплачивает:

    1. Доставку партии товара на территорию порта;
    2. Пребывание на портовом складе;
    3. Погрузку в контейнеры;
    4. Загрузку заполненных контейнеров на борт судна.

    На покупателя ложатся расходы по:

    1. Оплате фрахта судна, перевозящего товар;
    2. Выгрузке контейнеров с товаром и внутрипортовому экспедированию полученного груза;
    3. Доставка в место, где будет выполнена таможенная очистка;
    4. Проведение таможенного оформления;
    5. Доставка товара на свой склад и выгрузка его.

    Хотя приведённая схема считается классической, существуют порты, в которых при выполнении условий FOB, загрузка на борт выполняется за счёт покупателя, а не продавца. В частности, такой подход, как правило, применяется в портах США.

    При оформлении договора с рассматриваемыми условиями нужно обратить внимание на данный вопрос и уточнить этот вопрос при оформлении сделки.

    Чем отличается от CIF и FCA

    Наиболее часто на практике используются FOB и CIF. При их сравнении в первую очередь нужно обратить на следующие особенности.

    • в них по разному определяется момент перехода прав на товар.
    • риски и затраты между продавцом и покупателем распределены различным образом.

    В первом случае все права на партию товара после погрузки на корабль в порту отправки, в том числе все риски и право собственности, переходят к покупателю.

    Во втором случае в указанной ситуации он отвечает только за риски повреждения или утери товара. При этом право собственности переходит к покупателю после подачи погрузочных документов.

    Когда используют условия FOB, в качестве места поставки указывают всегда только терминал. При этом нельзя говорить только о городе в данном смысле.

    Если есть необходимость указать, что поставка выполняется в определённый город, а не в конкретный терминал, пользуются другими условиями — FCA.

    Дополнительно об условиях поставки FOB — смотрите в видео:

    Рекомендуем другие статьи по теме

    Источник: http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/inostrannye/usloviya-postavki-fob.html

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: